Обезьяньи истории Питера ван дер Борхта

Oct 04, 2021 02:11

Неожиданно открыл для себя электронные коллекции Rijksmuseum. Был впечатлен. Понравились обезьянки от Питера ван дер Борхта (I). Там много занимательного, и много картинок из европейского быта второй половины XVI столетия, пусть и в обезьяньем исполнении, и было интересно смотреть, и решил поделиться, скачав изображения из специально сделанной коллекции с подсказывающим названием-вопросом: Planet of the Apes?
К каждой гравюре прилагается краткое описание увиденного.

===========================================




Может быть не самая занимательная картинка, но мне она понравилась сначала больше всего, именно с нее я и начал поиск других гравюр из обезьяньей серии Питера ван дер Борхта.
В общем-то пояснения не нужны. Обезьянки танцуют под волынку (волынщик сидит на дереве), флейту и барабан. Зрители (мама с детьми разных возрастов, да какая-то обнявшаяся парочка) смотрят, и что-то восклицают, говорят, кричат, указывают танцорам.
Картинка называется: Хоровод

Rondedans, Pieter van der Borcht (I), 1545 - 1608

===========================================



Лаборатория алхимика XVI века. Алхимик и подмастерье что-то делают (подмастерье раздувает меха, а сам алхимик возится с какими-то горшками, колбами и т.п., из коих валит пар и дым), а в центре жена алхимика с детьми. Убогое, с дырами в стенах жилище, старая драная одежда - признаки безденежья, надвигающейся нищеты (не приносит алхимия процветания). Если верить описанию гравюры на сайте Rijksmuseum, то на заднем плане семью алхимика можно уже видеть просящей милостыню на улицах.

Alchemist, Pieter van der Borcht (I), after Philips Galle, after Pieter Bruegel (I), 1558 - 1608

===========================================



Прачечная (ателье) для воротников в XVI столетии, или стирка воротников в XVI веке.
Эта картинка тоже сразу привлекла мое внимание, ибо меня всегда изумляли воротники той эпохи - огромные, круглые, твердые, кружевные, часто многослойные, складчатые, и как, мне кажется, очень неудобные в быту - скорее всего они были только признаком статуса. И вот эти воротники (рафы) в прачечной, и видно, как их стирают, сушат на веревке, придают нужную форму (то есть, воротники обнаруживают себя вне праздничных парадных портретов), а кто-то из посетителей прачечной уже примеряет чистый раф, а в дверь входят новые посетители с воротниками для стирки, торговля идет, жизнь кипит, одним словом.

Любопытно, что слово ʺkragenʺ, как я выяснил с помощью сетевых переводчиков, в голландском (нидерландском) языке обозначает не только воротник, но и ошейник. На обезьянок вешают ошейники люди (вспомним знаменитую картину Брейгеля). О своих ошейниках люди заботятся сами, в данном случае, сами вешают-нацепляют ошейники на себя, и готовы платить за это деньги, и, наверное, немалые деньги.

Kragenatelier, Pieter van der Borcht (I), 1545 - 1608

===========================================



На этой картинке обезьянки радуются жизни, что-то празднуют, наверное. Стол накрыт, оркестрик наяривает, шум, гомон, гогот, крики, песни, обезьянки пьют и едят, едят и пьют, несут еду на подносах, вино льется в бокалы, мужчины и женщины обнимаются и целуются, пьяный хаос и разброд, вот женщина в правом нижнем углу уже извергает из себя съеденное и выпитое, с левой стороны драка, а немного в стороне с краю кого-то уже уводят (тоже блюющего), и разговоры. Вот группа обезьянок с музыкальными инструментами, и одна из них читает какой-то листок, а другие вокруг толи слушают, толи просто сидят - непонятно, и т.д., и т.п., в общем, вечеринка, банкет под открытым небом в XVI веке.

Banket in open lucht, Pieter van der Borcht (I), 1545 - 1608

===========================================



Детская комната, или что-то вроде детского сада вместе с яслями совмещенные с после родильным помещением. Так было в XVI веке, как я понимаю. Из пояснений к гравюре на сайте Rijksmuseum: Несколько самок обезьян заботятся о матери-обезьяне, лежащей в постели и кормящей грудью своего новорожденного. На переднем плане молодых обезьян наказывают розгой (одного уже порют, а два других отрока умоляют о пощаде). Посреди комнаты в люльке спит обезьяний младенец. Справа около очага греются и что-то сушат (наверное, пеленки) взрослые обезьяны и их детеныши. В глубине, рядом со входной дверью, подметают и моют пол. В дверь входит женщина с корзиной.

Kinderkamer, Pieter van der Borcht (I), 1545 - 1608

===========================================



Детские игры, и как много было их, этих игр

Kinderspelen, Pieter van der Borcht (I), 1593 - 1608

===========================================



На этой гравюре изображена игра, или игрище, или игра с ʺваннойʺ, или игрище с ʺваннойʺ. Слово ʺtobbespelʺ переводится с голландского (нидерландского) как tobbe - ванна и spel - игра, или как-то так (но, может быть я ошибаюсь, и сетевые переводчики меня подвели, они вообще при переводе с нидерландского работают плохо).
Игра устроена довольно сложно. И, видимо, была популярным в XVI веке развлечением. Между деревьями вешают емкость с водой (что-то похожее на чан, кадку, ванну, корыто или подобное). В емкость наливают воду. Внизу, ко дну емкости прикреплена дощечка с дырками. Удар палки в дощечку нарушает равновесие емкости с водой, и вода выливается на игрока. А в дощечке дырки. И игроку нужно попасть в дырку так, чтобы не пролить воду на себя. Стоит ему чуть-чуть промахнуться, сделать одно неверное движение, и палка толкает дощечку, а вместе с ней и всю емкость с жидкостью, и вода выплескивается на игрока. Игрок почему-то сидит на бочке. Выигрывает тот, кто воткнет палку в дырку в дощечке под емкостью с водой и останется сухим. Проигравший с позором, и мокрый, уходит.
И вот на гравюре четыре обезьянки тащат санки с бочкой, на которой сидит молодая особь, пытающаяся попасть в дырку в дощечке под емкостью с водой, но, видимо, неудачно - емкость переворачивается, и вода выливается на игрока. Толпа зрителей что-то кричит, машет руками, может быть подбадривает юную обезьянку (так утверждается в пояснительной записке к гравюре на сайте Rijksmuseum), но видимо безрезультатно, успех остается за сухими.

Tobbespel, Pieter van der Borcht (I), 1545 - 1608

===========================================



Здесь все просто. Веселое катание на льду. Обезьянки катаются на льду большими группами, парами и поодиночке, некоторые из них падают (ах, как неприлично задралась юбка у одной поскользнувшейся женщины), а одна бедняжка провалилась под лед. Свежий морозный радостный день недалеко от Антверпена на Шельде во второй половине XVI века, если верить описанию на сайте Rijksmuseum. Наверное, еще осень (в небе косяки улетающих на юг птиц), может быть, это первое катанье в этом сезоне. В правом нижнем углу рисунка благородные доны наблюдают за забавами простонародья. В левом нижнем углу детишки на саночках с палочками тоже хотя принять участие в развлечениях взрослых.

Schaatsenrijden, Pieter van der Borcht (I), 1545 - 1608

===========================================



На этой гравюре изображены парикмахеры и хирурги. Все рядом, и зубы выдирают, и кровь пускают, и стригут, и бреют.

Barbiers- en chirurgijnswinkel, Pieter van der Borcht (I), after unknown, 1557 - 1608

===========================================



Игры с палками на воде. Соревнование между командами, где команда - это лодка с гребцами, и на краю на каждой лодке помещается большая доска, что-то вроде платформы, на которой стоит, как я понимаю, главный игрок с турнирным щитом и турнирным копьем; и оным копьем игрок должен сбить в воду обезьян-противников, находящихся на платформах на других лодках. На переднем плане видно, как ударом в щит обезьянка одной команды сбрасывает в воду обезьянку другой команды, которая после такого конфуза считается проигравшей, как я понимаю. В каждой лодке звуковое сопровождение - барабан или труба (горн), или то и другое вместе, поддерживают дух гребцов и бойца на платформе. В общем забавная игра. Зрители сидят на берегу, и внимательно смотрят, возможно, переживают за свою команду.

Steekspel op het water, Pieter van der Borcht (I), 1545 - 1608

===========================================



Не совсем понятная картинка. Присутствует непристойность. Обезьянки грабят заснувшего под деревом торговца-разносчика, коробейника (если использовать русский термин из XIX века). Не просто грабят, но и издеваются над ним, одна обезьяна в левом нижнем углу какает в шляпу торговца, другая обезьяна писает ему на ногу. Сам торговец - человек, задница его обнажена, может обезьяны снимают с него штаны, чтобы забрать их со всем прочим добром, а может хотят надругаться над торговцем. Обезьяны роются в его плетенном коробе, вытягивают оттуда различные вещи, рассматривают, передают друг другу, и, как можно понять, тащат наворованное в лавку неподалеку, где эти предметы продаются; и перед прилавком стоят другие обезьянки, по виду приличные бюргерши, а может даже кто-то из знатных особ (две дамы с ребенком).

А вот в правом углу обезьяна надела очки и смотрит на себя в зеркале. Если верить пояснениям к гравюре на сайте Rijksmuseum, то очки и зеркало символизируют обман и самопознание, или попытку самопознания.

Slapende marskramer beroofd door apen, Pieter van der Borcht (I), after Pieter van der Heyden, after Pieter Bruegel (I), after 1562 - 1608

===========================================



Ну, что тут скажешь, нищета - она и есть нищета. Кухня в бедном семействе - голодная и неухоженная. Полуразрушенный дом с дырами в стенах, разбросанные на полу овощи, многочисленное семейство за столом (едят и пьют), и общий дух неустроенности, от которого не спасает даже очаг в правом нижнем углу, на котором коптят рыбу и сушат что-то типа пеленок. Одна, уже достаточно взрослая и крепкая, даже толстая особь пытается уйти из дому, но ее ухватила за полы кафтана женщина, мать или жена, нам это неведомо. Или это просто гость, богатый сосед зашел, охренел от вида и запаха нищеты, и решил быстрее ретироваться из малоприятного дома, но его пытаются удержать, может быть, чтобы выпросить денег, или еще каких благ съедобных, или годных к ношению холодными осенне-зимними вечерами.

Magere keuken, Pieter van der Borcht (I), after Pieter Bruegel (I), after Pieter van der Heyden, 1563 - 1608

===========================================



На гравюре - шарлатан, шулер. Обычный шарлатан, каких и сейчас немало. Просвещенные люди уже в XVI веке распознавали шарлатанов как шарлатанов. Но, люди вокруг шарлатана толпятся, и слушают с интересом. Вот у одной простоватой на вид женщины, в правом нижнем углу, воришка срезает кошелек, пока она сосредоточено слушает новоявленного целителя. Шарлатан, если верить описанию гравюры на сайте Rijksmuseum, возможно, продает средство от выпадения волос. И, похоже, его предложение пользуется спросом. А рядом, в левом нижнем углу два хирурга выдирают обезьяне зуб. А на заднем плане бродят разносчики других товаров.

Kwakzalver, Pieter van der Borcht (I), 1545 - 1608

===========================================



Здесь школа. Конечно, школа обезьянья, но ничем не отличающаяся от человеческой школы

Apenschool, Pieter van der Borcht (I), 1597 - 1608

воображаемая география, символические миры, визуальное, история, игры памяти, структуры повседневности

Previous post Next post
Up