Jun 14, 2020 22:21
Национально-языковые парадоксы
Из ʺЗаписокʺ Ивана Лопухина
«Я родился 24-го Февраля 1756 года…
Русской грамоте учил меня домашний слуга. По французски учил Савояр (то есть, уроженец Савойи - maa13), не знавший совсем правил языка. По немецки Берлинец, который ненавидел языка Немецкого и всячески старался сделать мне его противным, а хвастался Французским и, сколько умел, учил меня ему тихонько, пользуясь охотою моей к чтению. Немецкие же книги держали мы на учебном столе своем для одного виду…».
[К этому абзацу в ʺРусском архивеʺ было подстрочное примечание: «Берлинец подражал в этом своему королю и всему высшему обществу в Германии»]
Далее он пишет, все-таки самостоятельно выучил немецкий из-за сильного желания читать духовные книги.
Правда уже в следующем абзаце признается, что ни одного языка, в том числе и грамматических правил родного толком не знает.
Но, кстати, в 1790 году в письмах Лопухина в Берлин к несчастному Алексею Кутузову часто встречаются просьбы прислать из Германии свежеизданную интересную религиозно-философскую литературу.
Если кто не знает, или забыл, то напомню, что Иван Владимирович Лопухин более прославился как масон и мартинист, и даже был подвергнут гонениям (достаточно, впрочем, мягким) по новиковскому делу, что не помешало ему впоследствии стать действительным тайным советником и сенатором. Но, боюсь, его успешная карьера - результат, скорее, не столько ʺзаслугʺ, сколько ʺхорошего происхожденияʺ. Род Лопухиных стал частью российской элиты после того как породнился с Романовыми через Евдокию Лопухину. У меня еще от романа Алексея Толстого сохранился образ злых и худых многочисленных родственников будущей царицы (впоследствии, как известно, заточенной в монастырь Петром Первым), жадно тянущихся к будущим благам, которые обещало им бракосочетание их сестры с царем. В общем-то их ожидания оправдались, их род возвысился, и Ивану Лопухину много доставалось на редкость легко. Например, неспособный по здоровью к военной службе, он реально прослужил в молодости только несколько месяцев, остальное время (6-7 лет) болел в своей деревне, после чего вышел в отставку в чине капитан-поручика гвардии, что равнялось армейскому полковнику. То есть, где-то в 26 лет почти не служа дослужился до полковника. Образец карьеры. Впрочем, сам Иван Лопухин не видел в своих ʺпривилегияхʺ чего-то необычного или порочного, но и не гордился ими. Но, человек, пишут, был хороший. Ключевский о нем почти с умилением пишет. И, судя по Запискам сенатора и мартиниста Лопухина, действительно, был Иван Лопухин человеком умным, образованным, и, наверное, добрым, по крайней мере, без той пассионарной злобы, что сопутствует многим ʺвыскочкамʺ в их движении вверх.
национализм,
мой 18 век,
цитаты,
история