Об укрощении нравов

May 29, 2020 23:13

Об укрощении нравов. Перевоспитание англичан. Ибо слыли англичане в XVIII веке народом грубым, жестоким и агрессивным.

Поэтому Ламетри, пытаясь доказать взаимосвязь между едой и характером (этакий пищевой редукционизм) писал:

«Сырое мясо развивает у животных свирепость, у людей при подобной же пище развивалось бы это же качество; насколько это верно, можно судить по тому, что английская нация, которая ест мясо не столь прожаренным, как мы, но полусырым и кровавым, по-видимому, отличается в большей или меньшей степени жестокостью, проистекающей от пищи такого рода наряду с другими причинами, влияние которых может быть парализовано только воспитанием. Эта жестокость вызывает в душе надменность, ненависть и презрение к другим нациям, упрямство и другие чувства, портящие характер, подобно тому как грубая пища создает тяжелый и неповоротливый ум, характерными свойствами которого являются леность и бесстрастность» [Ламетри «Человек-машина»].

И дальше, чтобы подкрепить свой тезис, Ламетри ссылается на Александра Поупа (цитаты для данного случая не интересные, можно их не приводить)

Казалось бы, противный французишко просто клевещет на англичан, испытывая обычную неприязнь к жителям рядом лежащего острова. Но, вот, например, Дуглас Смит пишет:

«Особенно нужной нравственная философия оказалась в Англии, где гражданская война ХVII века смела все общественные устои. Для предотвращения таких же страшных событий в дальнейшем требовалось освобождение от страстей и фанатизма, в первую очередь религиозного. Дикие порывы должны были уступить умеренности и терпимости; этот процесс Г. Баркер-Бенфилд называет «исправлением мужского поведения». В конце столетия разворачивается довольно бурная общественная кампания против всякого рода жестокости, грубости и вообще дурных манер: только в Лондоне к началу XVIII века действует уже около 20 организаций подобного толка; самая известная из них - Общество исправления нравов (основано в 1692 г.). Однако суровые англичане упорно не желали цивилизоваться, и борьба с переменным успехом велась на протяжении всего XVIII века. Хотя нельзя сказать, что варварское поведение совершенно ушло в прошлое, сменившись всеобщим улучшением нравов, все же «реформаторам» с помощью нравственной философии (в частности, сочинений Шефтсбери) удалось доказать, что именно хорошие манеры обеспечивают общественную стабильность. Они стали пониматься как условия существования мирного, гармоничного и процветающего социального порядка, в котором устранена угроза фанатизма и проявления необузданных страстей, а основные человеческие инстинкты ограничены общественными установлениями».
[Дуглас Смит «Работа над диким камнем», cтр. 51]

Справедливости ради, надо заметить, что в XVIII веке англичане были не прочь противопоставить свою свободолюбивую мужественность французскому тираническому государству. Когда англичане создали пейзажный (английский) парк в противоположность французскому регулярному, то «Александр Поп… утверждал, что ʺмужественные британцы, презирая иноземные обычаиʺ (имеются в виду французские, королевские) предоставляют своим садам свободу от тирании, угнетения и автократии» [Юрий Лотман «Жак Делиль - учитель садоводства»]

национализм, философия, мой 18 век, цитаты, культура, общество, воображаемая география, символические миры, история, игры памяти, природа

Previous post Next post
Up