О визуальных цитатах в кино.
Тишина. Удары из-вне отлетают от этой тишины. Умиротворение. Три девушки молча сидят. Одна из девушек отправляется в Путь. Нет слов и разговоров. Есть взаимопонимание. Есть единство. Есть смирение. Есть сила данная смирением. Сила способная оттолкнуть любое, даже очень страшное (самое страшное) зло. Мировое спокойствие и мировая гармония в этой короткой (на пару секунд) сцене.
Три девушки из фильма Павла Павликовского ʺИдаʺ и ʺТроицаʺ Андрея Рублева.
Три сидящие в молчании девушки по образу и по настроению соприкасаются с ʺТроицейʺ Андрея Рублева и фильмами Тарковского.
Сцена сделана в стилистике Андрея Тарковского.
У Павликовского и в других фильмах есть визуальные цитаты из Тарковского (в ʺХолодной войнеʺ они бросаются в глаза в самом начале фильма, кажется).
ʺИдаʺ по смыслу - это продолжение спора братьев Карамазовых о Боге.
Может ли существовать Бог после Холокоста?
Ванда (Иван Карамазов) ʺвозвращает билет Богуʺ (ʺ…дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за входʺ), Ванда отказывается от Бога, и выбрасывается из окна внутренне опустошенная.
Ида (Алеша Карамазов), наскоро примерив на себя ʺрадости жизниʺ, возвращается к Богу.
Три девушки, сидящие в тишине - это пролог фильма, и это объяснение, почему Ида вернулась к Богу.
Примечание. Если верить воспоминаниям Суворина, то Достоевский задумал роман, где Алеша Карамазов становится революционером и его казнят за политическое преступление.
Click to view