Apr 26, 2015 19:33
Телесные практики нами не представимые
В повести Александра Дружинина главная героиня Полинька Сакс жалуется подруге на своего мужа Константина Сакса - стареющего просвещенного чиновника:
«…раз я застала, что он сам доставал себе платье, потому что человек его ушел обедать. Я его пожурила немного»
[Дружинин «Полинька Сакс» (1847)]
Представьте, что достать одежду из шкафа - это проблема - социальная проблема - вы сидите на кровати и не можете подойти к шкафу, ибо, если подымете задницу и потянетесь к своему платью, то нарушите социальное табу - пересечете социальную границу - вы сидите и ждете когда подойдет слуга - вы беспомощны и вы господин одновременно - ваши движения скованны и ваши передвижения ограничены вашим статусом господина, о котором мечтает, может быть, ваш слуга - ваше тело локализованно в пространстве и не может совершать действий, которые не предусмотрены социальной ролью - пространство для вас, даже пространство вашего дома - это распределение границ, приграничий - зон отчуждения, зон запретов, зон свободы и тому подобного, по которым циркулирует растворенная в повседневности игра власти, господства, подчинения с соответствующими отклонениями, отступлениями, нарушениями; или конвенциями и компромиссами, которые вырастают из бытовых передряг и создают, подчас, беззвучные соглашения и договора о возможности выходить за рамки ритуальных обязанностей господина и слуги - например, разрешая господину без потери авторитета самому достать одежду из шкафа и, о боже, даже самому надеть ее на себя без помощи “человека” - или особая и неоднократно описанная роль ”домашнего слуги» - старого раба верной службой доказавшего свою вечную преданность хозяевам и почти ставшего членом семьи и т.п.
Нам трудно, почти невозможно вообразить такое состояние тела, мне кажется, но может быть я не прав
удивление,
литература,
философия,
цитаты,
хабитус,
символические миры,
социология,
история,
игры памяти,
власть,
структуры повседневности,
мой 19 век