Порядок, единство, связанность явлений в социальной жизни

Apr 15, 2015 12:36

Интересную зарисовку увидел сейчас в фейсбуке на странице Ирины Михайловой

Очередная зарисовка из школьной жизни.

Заседание школьного родительского комитета, обсуждаем вопрос школьной формы. Наш класс (десятый) в начале учебного года принял решение единогласно - против школьной формы. Но не мытьем так катаньем, голосованием в младших классах постановили для всей школы: "форме быть".

Сегодня решаем вопрос о самой форме, инициативная группа зачитывает "мальчикам... девочкам... юбка... сарафан"
Не услышав в списке дозволенного для девочек любимого слова "брюки", я испытала неизъяснимое волнение и задала вопрос "а брюки для девочек даже не рассматриваются?"

Столько интересного я давно не слышала, начиная от "девочка должна быть девочкой" и "вы какого пола ребенка воспитываете, вы уж определитесь".

"Ок, гугль", - говорю я и задаю следующий вопрос: "Если ребенок не соблюдает требования по форме и приходит в брюках, какие последствия? На занятия не допускают? Исключаем из школы?"

"Ну зачем же так... Просто правила есть правила, и требования общие для всех". - "Сегодня она не хочет форму носить, завтра не будет законы соблюдать и в тюрьму сядет, Вы этого хотите?"

Я не стала устраивать дискуссию и на своем примере говорить, что форму я никогда не любила (в отличие от собравшихся там, ностальгировавших по советским временам и фОООООРме), но в тюрьму однако до сих пор не собираюсь и не вижу никакой связи, а законы, по моему скромному мнению, должны быть как минимум логичны и обоснованы, и я не понимаю и не услышала до сих пор ни единого аргумента, почему девочкам нельзя в брюках ходить.

Один прекрасный "аргумент" однако я услышала: "Сначала Ваша будет в брюках ходить, потом и моя захочет, как я ей объясню, почему ей нельзя?" Мой встречный вопрос "Почему Ваша неспособность объяснить что-то своей дочери должна компенсироваться неудобством моей дочери?" - остался без ответа.

Несколько классов в нашей школе уже внедрили свою форму, им дано послабление: "на два года новую форму можно не шить, а донашивать старую". Моё предложение 11 классу разрешить не носить форму: "Ну дайте нам доучиться один год! Мы уйдем, и делайте, что хотите" воспринято в штыки: "11 класс должен быть примером, если они не будут носить форму, этот бардак быстро на всех остальных распространится". А ведь еще совсем недавно они мне вещали, что дети хотят форму! Вопрос "как же так, если дети хотят форму, почему они должны "разболтаться" вслед за старшими?" - конечно же, остался без ответа.

Голосуем по протоколу. Все за. 10 класс в моем лице против. Прошу: занесите, пожалуйста, в протокол, что 10 класс против. Ведущая (секретарю): занесите, конечно... (а потом мне) хотя ВАШЕ МНЕНИЕ ТУТ НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ.

ПС: а ведь меня просили на собрании "молчать". Потому что случай, когда меня в 7 классе попросили принять участие в дискуссии, мне и классному руководителю вспоминают до сих пор. Причем за эту самую дискуссию на двух разных педсоветах классной сначала выговор чуть не вынесли, а потом благодарность.

И мой философско-резонирующий взгляд на событие описанное выше

Порядок, единство, связанность явлений
Адорно отмечал, что первая критика Канта напрочь отменяет вторую критику с ее требованиями взаимоуважения и свободы
Эпистемология первой критики превращается в онтологию - в социальное бытие, где правят бал требования порядка, единства, логической связанности явлений - и в результате “Ваше мнение никого не интересует” - ведь ваше мнение выпадает из принципов порядка, единства, логической связанности явлений
И заметим, это не интеллектуальные абстракции, это голая повседневность где ссылка на необходимость “порядка, единства, связанности явлений” становится аргументом в социальной дискуссии - “сегодня она не хочет форму носить, завтра не будет законы соблюдать и в тюрьму сядет” - и противоположные аргументы не принимаются, ибо они в меньшинстве и уязвимы с точки зрения обыденного здравого смысла и тавтологии аналитических суждений - “девочка есть девочка” - “девочка должна носить одежду девочки” - логическая связанность перерастает в социальный порядок, исключающий маргинальные суждения и действия
И конечно, единство - принцип единства и целостности опыта превращается в незамысловатую социальную практику - одиннадцатый класс не может быть исключением и должен быть как все - носить одинаковую со всеми форму

"Но хотя абсолютная целостность опыта и невозможна, однако только идея целости познания по принципам может вообще доставить нашему познанию особый род единства, именно единства системы, без которого оно есть нечто несвязанное и негодное для высшей цели"
[Кант "Пролегомены ко всякой будущей метафизике могущей возникнуть в качестве науки"]

Есть ли что-то общее между теорией познания и социально-политическим действием? Есть и вот вам пример.

А на самом деле мне тревожно стало - что-то плохое и темное [тусклое и серое] идет от такого применения принципа логической связанности явлений и процессов

удивление, философия, цитаты, провинция, общество, гендер, социология, структуры повседневности

Previous post Next post
Up