Забота о других людях - замечательная человеческая черта. Но нередко наши достоинства перерастают в недостатки, и в определенный момент забота о другом становится могильщиком нашей свободы. Одним из самых действенных рычагов лишения человека чувства свободы - это сделать его ответственным за чувства другого.
«Маму нельзя обижать! Если ты так сделаешь, я обижусь» - говорим мама своему ребенку, и он, если примет это правило, теряет способность вести себя так, как хочет. Он теперь будет заботиться о том, чтобы мама не обижалась. Ребенок не в силах совладать с переживаниями, которые нахлынут на него, когда кто-то из родителей демонстративно обидится. Подавляя свой протест, свою волю, он сделает все для того, чтобы избежать боли от отвержения, страха наказания, одиночества…
Как только настроения и желания других людей становятся регуляторами наших потребностей, чувств и действий, мы теряем возможность по-настоящему заботиться о других, потому что такая наша забота - это попытка избежать встречи с непереносимым. Цепи чужих настроений обвивают грудь, сдавливая ее и нередко порождая тихую ненависть к тем, кто вроде бы и не ограничивает тебя, но чье эмоциональное состояние почему-то оказалось безумно важным.
Реакция других людей важна, и, если человек не социопат, он принимает их во внимание. Действительно, не хочется огорчать близких, отказывая им в чем-то, что важно для них, но очень проблематично для вас. Не хочется делать чего-то, что, как мы знаем, не доставит радости тем, кто для нас значим, что будет воспринято «в штыки». «Из-за тебя мне сейчас плохо! Ты должен думать не только о себе!» - хорошая цепь из чувства вины. Ее можно позолотить: «Когда ты ведешь себя так-то и так-то, я чувствую себя прекрасно!». Она довольно длинная, ее не очень-то чувствуешь, пока не возникает конфликт между настроением другого и собственными планами. Вот тогда цепь натягивается, и раздается окрик: «Куда пошел! Мне будет плохо, если ты уйдешь!»
Цепь можно снять, если принять, что «ему будет плохо» - не от того, что ты сделал, а от того, что он выбрал такой тип реакции. Свободная, а не вынужденная, забота о чувствах других выражается в том, что мы прямо и открыто говорим о причинах и мотивах своих действий, ясно объясняем их, не держа камня за пазухой. Если человек не хочет прислушаться к нашим действительно важным потребностям, игнорирует их и продолжает настаивать на том, что мы должны ему то-то и то-то, то ему не очень-то и важны наши чувства, ему нужна наша покорность. Она дает чувство безопасности. Других способов выстроить собственную безопасность нет, потому ему что известен только один путь - опираться на другого. А научить опираться на себя или искать другие источники безопасности не получается - нет такого опыта в прошлом. И до тех пор, пока есть те, кто готов подставить свое плечо, не получится получить его и в настоящем.
Впрочем, не обязательно эти цепи надевает кто-то другой. Нередко мы сами себя опутываем, а окружающие и не подозревают, что согласие в ответ на просьбу - не из желания помочь, а из страха обидеть. «Я просто не хотел тебя обижать» - непрошенная забота о моих чувствах меня, как, правило, не радует совсем… Если для меня важны чувства других людей, то меня совсем не прельщает тот факт, что кто-то приносит свои важные потребности или планы в угоду моим.
Способность принимать чужой отказ - не менее важный тест на зрелость эмоций, чем способность отказывать. Уважение к другому выражается и через обоснование того, почему мы не можем сейчас удовлетворить чужую потребность, выраженную в просьбе, и через принятие отказа в удовлетворении нашей потребности без попыток «продавить» или наказать тем или иным способом.
Грусть - естественная реакция на невозможность чего-либо. Если мы способны принять ее, то отношения с тем, кто нам отказывает в чем-либо, сохраняются. Если нет - то грусть превращается в ярость, отвергающую любую возможность продолжения отношений. «Как, ты мне отказал, когда я к тебе обратилась так, со всей открытой душой, даже не допуская возможности отказа?! Все, смертельная обида!»… Это твоя обида, не моя. Я позаботился о твоих чувствах, когда объяснил, насколько важно для меня в данный момент следовать своим путем, а не бросать все и удовлетворять твои желания. Если ты не готова услышать меня и признать право за мной на мои желания - это же твоя неготовность, не моя. И с этим я ничего поделать не могу… Завтра - может быть, но не сегодня…
Избегать общения с человеком только из-за того, что его эмоции в ответ на наши сообщения/действия могут нам не понравиться - неуважение к его чувствам. Я думаю, что многим знакомы непонятные отказы, которые никак не объясняются; непонятное избегание нас кем-то достаточно значимым в ответ на все попытки понять, что, собственно говоря, происходит. Но ведь мы и сами можем так поступать, боясь увидеть в глазах того, кто напротив, обиду, страх, разочарование и еще массу неприятных чувств, связанных с нами. Но не в наших силах эту реакцию отменить, в наших силах - быть открытым и уважающим…
Выбор есть всегда… Жить своей жизнью, или быть опорой другому человеку ценою непрожитых собственных выборов и мечтаний. Грустить и принимать невозможность изменить реакцию другого - или же пытаться избегать этой грусти, избегать чужой злости, обиды, отвержения. Можно выстраивать и более сложные конструкции: я отказал в чем-то - обида и злость с другой стороны - чувство вины за эту обиду и злость. В таких конструкциях путаешься, и иногда проще даже просто устраниться от общения, чем о чем-либо просить или как-то реагировать в ответ на желания других… И, как следствие, потерять свободу в общении и поведении.