Килесы

Mar 31, 2022 11:35

Перебирал старые бумажки и наткнулся на следующую цитату (к сожалению, не помню откуда цитата, возможно, из какой-нибудь книжки за авторством Островской Е.П. и Рудого В. И., но не уверен): "... у Вселенной нет высшей цели, ради которой она возникала бы, Вселенная -- это как бы побочный продукт слепого активизма живых существ, активизма, побуждаемого черным злом аффектов".
Под аффектом в данном случае подразумевается одно из ключевых понятий буддийского учения о сознании -- клеша (килеса). Как отмечают многие специалисты-буддологи, такой перевод не очень удачен, но тем не менее весьма распространен. Асанга в "Абхидхармасаммучая" даёт такое определение клеша: "Если возникающая дхарма ( здесь "дхарма" -- это мгновенное элементарное состояние психофизического континуума; прим. мое) характеризуется свойством возбуждённости и ее возникновение приводит тело и сознание в возбужденное, волнующееся состояние, то это и есть признак клеша".
Островская Е. П. и Рудой В. И. в статье, предваряющей перевод пятого раздела "Абхидхармакоши" Васубандху, так описывают происхождение термина:" санскритский термин клеша ... происходит от глагольного корня "клиш", буквальное значение которого -- "пачкать", "загрязнять", "причинять боль, мучение", "приводить в возбужденное состояние".
В комментарии к "Тримшике" Васубандху говорится: "Карма и аффекты -- вот причина круговорота бытия, и главное из них -- это аффекты". Свое "Учение об аффектах" Васубандху открывает словами: "Корень бытия -- аффективные предрасположенности". Существует несколько списков различной продолжительности, в которых перечисляются аффекты (клеша) и аффективные предрасположенности (анушая). Но все они выводятся из так называемых "корневых аффектов" (мула-клеша), известных также как "три корня неблагого" (акушала-мула): жадность (лобха), злость (доса) и заблуждение/невежество (моха).
Ачарья Ануруддха в "Абхидхаммата-сангахе" ( пер. Махатхеры Нарады, русск. пер. Е. Гаврилов) говорит: "Неблаготворное сознание (акусалачитта) -- это сознание, сопровождаемое одним или двумя неблаготворными корнями: жадностью, злостью и заблуждением". И далее в гл. II "Сборник ментальных факторов. 4. Неблаготворные факторы" разъясняет: "Заблуждение (моха) ... является синонимом термина невежество. Его характеристика -- ментальная слепота или незнание. Его функция -- непроникновение или сокрытие настоящей природы объекта. Оно проявляет себя как отсутствие правильного понимания или как ментальная темнота. <...> Оно должно рассматриваться как корень всего, что является неблаготворным". (Заблуждение/невежество понимается прежде всего как незнание Четырех Благородных Истин и неспособность "видеть вещи такими, какие они есть", то есть незнание трёх основополагающих характеристик реальности: страдания (дуккха), непостоянства (анича) и безличностности (анатта).)
"Жадность (лобха) ... включает в себя все степени эгоистичного желания, стремления, привязанности и цепляния. Ее характеристикой является хватание объекта. Ее функция -- это приставание, подобно тому, как мясо пристает к горячей сковороде. Она проявляет себя как неотпускание. Ее непосредственная причина -- видение наслаждения в вещах, которые ведут к рабству".
"Злость (доса) ... охватывает все виды и степени отвращения, недоброжелательности, гнева, раздражения, досады и враждебности. Ее характеристика -- жестокость. <...> Она проявляется как преследование..."
В "Строфах-близнецах" "Дхаммапады" Будда говорит:
"Ум дхармы за собой ведёт,
Ум -- их глава и материал.
Когда с распущенным умом
Мы действуем и говорим,
То, как колеса за волом,
Вслед нам несчастье идёт.
Ум дхармы за собой ведёт.
Ум -- их глава и материал.
Когда с очищенным умом
Мы действуем и говорим,
То неотступное, как тень,
За нами счастие идёт."
(пер. Парибок А. В.)
Выделю определения "распущенный" (сиречь загрязнённый) и "очищенный" ум. Именно клеши-аффекты "загрязняют" ум/сознание, препятствуя "видению реальности как она есть". "Аффект при полном своем проявлении ... укрепляет свой корень, ... вводит в заблуждение относительно объекта сознания, направляет поток сознания [к новому существованию], уводит прочь от благого и служит оковами..." (Васубандху "Абхидхармакоши", раздел V "Учение об аффектах".) И никто из рождённых не свободен от обусловленности клещами потому что "многообразие миров порождено кармой, [то есть действиями живых существ]. Однако эти действия накапливаются вследствие аффективной предрасположенности [сознания]; при отсутствии таковой они не способны породить существование". (там же)
И, наконец, комментатор Васубандху Яшомитра пишет: "Аффект вызывает испорченность субстрата, делая его непригодным для [надлежащей] деятельности; ... он отвращает от благого пути, вызывая соблазн следовать за ложными наставниками; он высевает различные семена всех будущих страданий в круговороте бытия и в итоге приводит к ухудшению самого внешнего мира".
А в качестве иллюстрации прикреплю найденные в тех же старых бумажках "почеркушки" на эту тему, сделанные лет пятнадцать назад.
P.S. Можно подумать: раз карма и клеши/аффекты -- причины нескончаемого цикла сменяющих друг друга существований, то надо пестовать клеши и вовлекаться во всевозможные виды деятельности, чтобы жизнь не прекращалась. Ведь "... это поколение наслаждается привязанностью, лелеет наслаждение в привязанности, радуется привязанности". ( "Ариепариесана-сутта", пер. с англ. SV) Однако в этом-то и проявляется заблуждение относительно первой из трёх фундаментальных характеристик существования и незнание первой Благородной Истины, а именно что все причинно обусловленное есть страдание/неудовлетворительно (дуккха). Мне нравится, как описывает этот аспект реальности А. Шопенгауэр (который не скрывал своего интереса к буддийскому учению) в своем главном труде "Мир как воля и представление". Если не поленюсь, позже выложу что-нибудь из этого сочинения.















буддизм, философия, религия, цитата, сутты

Previous post Next post
Up