Nov 10, 2017 21:43
Сейчас многие не понимают контекст, в котором рождался тот образ.
Первая половина девяностых годов была, в первую очередь, временем колоссального всенародного унижения. Страна превратилась в огромный блошиный рынок, на котором все торговали всем. Люди теряли накопления, жилье, веру в себя. Люди массово спивались. Встали заводы. Народный избранник Марычев, популярный политик Анпилов, издевательская раздача ваучеров. Крепко пьющий президент, откровенное жулье в министерских креслах, уголовники-мэры, расстрел сотен людей в центре Москвы, крепкие ребята в кожаных куртках с правом на насилие, краснопижачные сытые рожи. Стало общим местом: русские глупы, ленивы, вороваты, в "этой стране" ловить нечего, место проклято. "Лучшее что у нас есть это женщины. Больше за границу и продать-то нечего". Русских доили как стадо: экстрасенсы, "белое братство", заезжие астрологи и проповедники. На все это было очень стыдно смотреть.
И вот посреди всего этого невзрачный мужичок с глумливой ухмылкой, автор смешных фельетонов про девятый вагон и погрязшего в бюрократии шпиона, внезапно стал главным психотерапевтом страдающей от комплекса неполноценности страны. Он делал добро из зла, потому что делать было больше не из чего - он стал рассказывать русским, что в их несчастьях есть повод для гордости, а не только для стыда. Ему порой изменял вкус, но куда реже чем его коллегам, откровенно скатившимся на юмор физиологического уровня.
Помните тасманийцев? Это был вполне счастливый в своей дикости народ, но после прибытия европейцев они стремительно вымерли - не столько от пуль и вирусов, сколько от чудовищной депрессии, навалившейся на них. Они просто непережили осознания того, что в глазах всего мира (и даже своих собственных) они лишь отсталые дикари, недолюди. Они даже перестали размножаться, потому что жизнь им стала немила.
Многие сегодня вспоминали те минуты и часы радости, которые Задорнов когда-то подарил им (еще до того как заигрался в свою игру), добрые дела им совершенные. А я осмелюсь сказать, что Михаил Задорнов чуть ли не в одиночку спас народ от "тасманийского пути". Это уже потом пришли Путин, Аршавин, высокая нефть и группа "ТаТу". Могли и не успеть.