Итак, что мы имеем. Подземный переход через площадь Победы,
от сквера Теркина до парка Пионеров
уже строится. Работы должны завершиться к
концу 2010 года. Второй переход пройдет под проспектом Гагарина в районе
магазина «Юнона». Третий - под улицей Дзержинского до сквера Теркина. Для Смоленска
строительство подземных переходов - событие эпохальное. В том числе, и по
масштабу сопутствующих этому строительству транспортных проблем.
Помимо гигантских пробок (потраченного времени и нервов, спаленного
впустую бензина, множества автомобильных аварий) на время строительства в
городе наверняка будет прервано многострадальное трамвайное сообщение. Вот
здесь и проявятся последствия решения по демонтажу рельс на Гагарина. Лишив город разворотного кольца, у
смоленского трамвая останется единственный маршрут: от Поповки до Рославльского
шоссе. Понятно, что ради этого маршрута содержать целый трампарк будет,
мягко говоря, не целесообразно.
Опасение за судьбу трамвая усугубляется в связи с проектом
строительства «коммерческого» пешеходного
перехода на пересечении улиц Октябрьской революции и Николаева, намеченного на
начало 2011 года.
В
более отдаленной перспективе - возведение тоннелей на улицах Багратиона и
Фрунзе. Очевидно, что трамвайное сообщение и уход города под землю - вещи
мало совместимые.
Также очевидно, что коммерческие объекты строятся, прежде
всего, в интересах бизнеса. Об этом говорит хотя бы тот факт, что один из переходов планируют возвести в
совсем уж странном месте - на перекрестке Октябрьской рев. и ул. Дзержинского. Никаких
транспортных проблем это не решит. Зато Шевченко, Кирова, Гагарина, и прочие
напряженные магистрали так, видимо, и останутся с наземными переходами-убийцами.
По крайней мере, до очередного юбилея города.
С другой стороны, создание благ для горожан без
посягательства на бюджетные средства - дело хорошее в любом случае. Даже если
благо это и не очевидно для самих смолян. Но раз уж власть решила, что Смоленск
должен частично уйти под землю, не лишним было бы четко определиться с
технологиями, на которые будет сделана ставка в этом процессе.
Далее привожу материал на этот счет из Смоленского кольца. Материал
этот не без политической конъюнктуры, однако постановка проблемы в нем мне
показалась верной: если есть возможность
делать переходы не создавая в городе транспортного коллапса, почему бы не
воспользоваться такими технологиями?