В минувшую субботу я опять оказался в Белоруссии. На этот раз экспдиция преследовала вполне конкретную цель: в 1931 году смоленский художник Сашин А.Т. проехал по территории Белоруссии и описал быт поселений. Путь его лежал в деревни Маоашковичи и Серебрянка близ Рогачева (Гомельская область). Впечатления о поездке, в духе моих заметок в блоге, были изложены автором в детской книжке «Про калгас Серебрянку и деревню Малашковичи». Сашин иллюстрировал книгу и написал текст. Мы решили проехать маршрутом Сашина и посмотреть, как изменилась жизнь с тех пор. На основании увиденного, издательством "Маджента" планируется издание новой книги, в которой авторы сравнят быт сегодняшний и тех далеких дней. Естественно, коль маршрут прокладывала Елена Минина, по пути нам попалось множество любопытных мест, которые вполне можно использовать для поездок выходного дня.
Направились мы в Гомельскую область хорошо известной и порядком изъезженной дорогой через Оршу и Могилев. Первым пунктом маршрута были Полыковичи близ Могилева. Здесь нас ждал источник - Полыковичская криница.
Кстати, наш маршрут.
Сюда все едут за водой, целебная польза которой, как говорят, подтвердилась научно. В 80-е здесь брали пробы сотрудники исследовательского Института геохимии и геофизики Беларуси, которые подтвердили наличие в воде родника целого ряда ценных элементов, представляющих большой интерес для бальнеологического лечения.
Вода из него шпарит, как следует, очень сильный источник.
Проезжаем через Могилев, двигаемся на Барколабово. В прошлые поездки в Могилев встречал нас обветшалыми дорогами. Теперь все отремонтировали, ремонт шел кругом, как у нас в Смоленске, перед выборами.
Снимал из люка автомобиля.
Дороги извилисты и живописны.
Вот результат.
"Брат" смоленского дорожного рабочего
из предыдущей записи про Починковский район.
И так, следующая точка маршрута - Барколабово, где расположен Вознесенский монастырь. Здесь в монастыре хранится одна из самых чтимых святынь Белоруссии - Барколабовская икона Богородицы. История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года, когда некий русский князь по фамилии Пожарский, возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. (
пруфлинк)
Объект активно используется для внутреннего туризма. Пока мы прохаживались по территории монастыря и любовались видом старицы Днепра, с экскурсиями сюда приехало два автобуса.
Обитательницы монастыря.
Набережная с красивым видом на старицу Днепра.
Ну и очередь на поклон Богородице.
А это - агроэкоусадьба Владимира Дудика, где можно снять домик, попариться в бане, приехать с компанией на обед или ужин, половить рыбу в Днепре. Типичный пример хозяйского подхода в белорусской глубинке.
К сожалению, к гостям здесь были не готовы, отведать местной кухни нам не удалось. Зато нас без проблем пустили на территорию и предоставили уютное местечко для трапезы собственной провизией, которой у нас было предостаточно.
Перед трапезой прониклись бытом усадьбы, наблюдая ее флору и фауну.
Карта Белоруссии - впервые вижу подобное решение!
Заяц detekted.
Обедать решили здесь.
А за воротами - Днепр.
Хозяин усадьбы Владимир Дудик показал нам свои владения. Например, парники с виноградом и помидорами. Засмущал хозяин женщин своим плодом))
Когда я увидел ЭТО - обомлел. В таком эксклюзивном состоянии Москвич 401 я еще не встречал. Красавец!
Машина на ходу. Увы, запустить двигатель нам не удалось, но хозяин уверяет, что машина работает.
За полвека ничего не изменилось: двигатель о четырех цилиндрах, генератор, трамблер, воздушный фильтр...
Погода налаживалась.
Мы двинулись дальше. Следующий пункт маршрута - Быхов.
Руины Быховского замка XVII века. Построен в 1610-1619 великим гетманом литовским Яном Каролем Ходкевичем. В настоящее время пребывает в руинированном состоянии, восстановлена лишь одна из башен.
Монументально-скульптурная композиция "Барколабовская летопись" в память об уникальном памятнике белорусской письменности. Открыт в 2013 году.
Деревянная церковь. Нечто похожее я когда-то встречал
в Хиславичах.
Далее направились в Гамарню на Илиинский источник. Навигатор заставил нас поплутать, а потому мы решили, что без 100 граммов в головоломке не разобраться. Кстати, очень вкусная водка. Купили в Родном куте.
Плутаем.
Как пишут путеводители, минеральные воды источника в Гамарне богаты медью, железом и магнием. Найти поворот на источник было непросто. Но па пути нам повстречался офис местного лесничества. Лесники нам как-то небрежно бросили, что, мол, "вода там тухлая". Мы решили проверить.
Место оказалось фантастически красивым. Просто какой-то райский уголок природы.
На пути к источнику - лавочки и таблички с цитатами великих людей о том, как надо беречь природу.
Гидрологический памятник природы местного значения.
Не уберегли. Мои спутницы напрасно брали с собой пластиковые бутылки: воды в "Каскадах криниц" НЕ БЫЛО. Т.е. вообще. Еле-еле, тоненкой струйкой текла вода из избушки с купелью. И все. Пересох памятник гидрологии.
От того, что свежей воды нет, купель помутнела. Вернувшись назад, решили поинтересоваться у лесников, в чем же дело. Внятного ответа не получили. Мужики явно уклонялись от сообщения истины, а один даже сказал - я уже давным-давно там не был, не знаю, что там. И это при том, что будка лесника расположена в паре сотен метров от входа в заповедник. Другой невнятно рассказал о том, что кто-то где-то как-то неправильно вмешался в природу, вот, мол, и результат.
Направляемся в Рогачев.
Мемориал воинам 556-го полка 169 стрелковой дивизии, совершившим подвиг в 1944 году и награжденным за это званием Героя Советского Союза.
Виды с кургана.
Въезжаем в Гомельскую область.
Впереди - Рогачев. Статус - районный центр, население 34 тысячи человек.
Вылизанный, вычищенный городок, как и все, что мы встречаем в Белоруссии.
Кругом, как и в Могилеве, свежий асфальт: неужели, как и у нас, все делалось под выборы?
Архитектура.
Мост через Днепр. Направляемся к главной цели нашей поездки - Малашковичи.
Возвращаемся к художнику Андрею Сашину. Из очерка Владимира Аникеева: В начале 60-х годов прошлого века, в один из своих приездов в село Пречистое, А. Т. Сашин подарил своему молодому земляку Владимиру Лавренову, в то время студенту художественно-графического факультета Смоленского пединститута, а ныне заслуженному художнику Российской Федерации, несколько этюдов и свою детскую книжечку с оригинальными рисунками к ней. Книжка эта под названием «Про калгас Серебрянку и деревню Малашковичи» была издана в 1931 году в издательстве «Молодая гвардия». Печаталась книжка в Ленинграде, в 11-й типографии ОГИЗа РСФСР. Тираж ее составил 10 000 экземпляров. Это и по тем временам для огромной читающей страны было немного, а сейчас, в силу недолговечности по понятным причинам детской книжки, - вообще библиографическая редкость, можно даже сказать - раритет. Андрей Тимофеевич не только проиллюстрировал книжку, но и сам написал текст. Почему книжка «про калгас» («калгас» - это «колхоз» по-белорусски) и «деревню».
Вот обложка книжки 1931 года издания. Той самой книжки, которая вдохновила нас на эту поездку.
Из очерка Владимира Аникеева: Андрей Тимофеевич Сашин - уроженец Смоленщины. Но больше он известен как ленинградский художник, участвовавший в бурной художественной жизни Страны Советов 20-х - 30-х годов XX века и долгое время состоявший членом Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХа). Между тем Сашин родился 3 июля (по старому стилю) 1896 года в д. Четовицы Пречистенской волости бывшего Поречского уезда (ныне Духовщинского района) тогдашней Смоленской губернии.
А мы смотрим, что представляют собой Малашковичи в наши дни. В целом - обычный белорусский поселок с Родным кутом, школой, библиотекой. Добавлю в эту запись лишь несколько деталей.
Из очерка Владимира Аникеева: На агитку книжка Сашина тоже никак не похожа. Об этом можно судить уже по обложке, где изображены двое босоногих крестьянских ребятишек - мальчик и девочка. Дети в неказистой одежонке, нарисованы они обычными карандашами трёх цветов, какими-то короткими рваными штрихами. Все остальные рисунки в тексте - черно-белые, выполнены заточенным рисовальным угольком. Они натурные, некоторые даже смахивают на быстрые наброски. Но есть и рисунки иного рода, более тщательно проработанные. Это в основном портреты и композиции со сценами крестьянской жизни: сев, молотьба, поение телят, пастьба, деревенская баня… Рисунков много, порой по два, есть даже по три на одной странице, и все они обстоятельно иллюстрируют текст.
Едем в калгаз "Серебрянка". Калгаз - это колхоз по-белорусски.
Из очерка Владимира Аникеева: Вот и Малашковичи. Большая деревня Малашковичи, дворов двести, а то и больше. А как живут малашковцы? По-старому, как тысячу лет назад. Тысячу лет назад чем пахали землю? Сохой и бороной. И теперь так ковыряют. А коняга таскает ракоряку-соху. За сохой ходит-горбится Иван. А рядом уже живут по-новому: слева - калгас, справа - калгас. Калгас, или колхоз, - понятие новое. Многие малашковичцы ещё не понимают, чем отличается колхозная жизнь от привычной крестьянской жизни, когда каждый работал сам на себя. Автор на примере Серебрянки показывает преимущества колхозного строя:
По полям калгасным ходят стальные кони. Земля под ними гудит. А на лбу у каждого коня написано: «Красный путиловец».
Ещё по пути в Серебрянку, после Малашковичей:
Вот опять поле. Сплошная рожь. Ни одной межи! Это поле калгасное.
А вот уже в самой Серебрянке:
Навстречу нам идут телята. Целое стадо.
Откуда столько? В деревне телята пасутся в одиночку.
- Эй, хлопец, чьи телята? Кто хозяин?
- А наши, калгасные, - ответил мне парнишка-пастушонок.
Сегодня Малашковичи - вымершая деревня. Только престарелые потомки некогда живших здесь крестьян ведут хозяйство, чтобы не дать зарасти земле.
Бабушка уж совсем не бачит. Нас встретила ее дочка, женщина в летах, которая живет в Гомеле и наведывается в эти места, чтобы проведать маму. Оказалось, мама почти ровесница той книги Сашина.
Еще один дачник.
Пообщавшись с немногочисленными обитателями Малашковичей и собрав первичный материал для будущей книги, направляемся домой. На трассе, как всегда, местные жители продают плоды трудов своих. После шопинга поужинали и отправились в Смоленск.
На сегодня всё!