Местное самоуправление в Смоленске. Возможно ли?

Oct 19, 2010 10:34


Вчера, после дискуссии о митинге за сохранение трамвая, пол ночи не спал. Думал. Как я уже высказывался не раз, проблема волнения общественности не сколько в трамвае, сколько в том, как городские власти принимают решения. Здесь уместно было бы процитировать господина Лазарева:  …Есть люди, которых ничего не устраивает: пусть будет плохо - им это годится. …  Любое новое тяжело пробивает себе дорогу!

Железная логика представителя власти. В этой связи уместно было бы вспомнить об одном известном градоначальнике, который так же старательно насаждал в древнем городе «любое новое», и о том, как этот градоначальник завершил свою карьеру. Так что трэнд на учет общественного мнения в нашей вертикализованной системе власти все-таки наметился.

Но вернемся к новациям. Задавался ли Константин Лазарев вопросом: а хотят ли вообще смоляне «любого нового»? Не знаю как москвичей, но нас всегда учили, что Смоленск - это древний город, который славен своими традициями. Смоленску, как любой другой провинции, чужды новации. У нас же не Сколково, ей богу! Смоляне ценят провинциальный уклад своего города, его тихую, размеренную жизнь. Уверен, что и гремящий по улицам трамвай мил сердцу многих из нас. И когда власть начинает принимать волюнтаристские решения, у людей начинается волнение, что вполне оправданно. Горожане хотят, чтобы органы местного самоуправления чтили Конституцию Российской Федерации. А именно, главу 8: Местное самоуправление:
 
Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Открываем главу 4 Устава города Смоленска. Уточняем, какие же формы волеизъявления он нам предлагает?

Итак, в арсенале горожан имеются:

1. Местный референдум. Главное условие его проведения: вопрос, выносимый на референдум должен относиться к числу вопросов местного значения, которые конкретизируются в главе 3 Устава города. Пункт 7 статьи 10 указывает, что к числу таких вопросов относится  создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Смоленска. Следовательно, демонтаж трамвайной ветки вполне можно было вынести на местный референдум.

2. Правотворческая инициатива граждан. Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления города Смоленска проекты правовых актов по вопросам местного значения. Следовательно, инициативная группа граждан вполне могла бы вынести на рассмотрение сессии Смоленского городского Совета протест в связи с нарушением Администрацией города Смоленска Генерального плана города. (Генплан предусматривает трамвайную линию по ул. Гагарина, продление ее в сторону пос. Одинцово ис выход на Рославльское шоссе.)

3. Территориально общественное самоуправление. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением города Смоленска посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

131-ФЗ указывает, что ТОСы представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан. Не знаю, как применить эту норму к сохранению трамвая, но для противодействия точечной застройке под окнами домов этот инструмент вполне можно и нужно использовать.

4. Публичные слушания. Ну тут и рассказывать нечего. Все и так знают, в какую клоунаду у нас (да и во всей России) превращается эта форма народного волеизъявления. Хотя это вовсе не означает, что ее можно игнорировать.

5. Собрания граждан. Конференции граждан (собрания делегатов). Данная форма народовластия может назначаться как по инициативе сверху, так и снизу. На практике решение о сборе граждан должно исходить от самих граждан. Затрудняюсь сказать, подпадает ли под этот пункт Устава акция, которую хотят организовать форумчане. По крайней мере форма, в которой такое собрание должно проводиться, в доступных мне документах не конкретизируется.

6. Опрос граждан. По своей форме опрос граждан - это что-то среднее между референдумом и публичными слушаниями. Деталей процедуры не вспомню, но точно знаю, что она четко прописана. Естественно, вопрос о сносе трамвайной ветки администрация вполне могла бы вынести на такой опрос.

7. Обращения граждан в органы местного самоуправления города Смоленска. Все банально и просто: мы пишем письмо в органы МС, и они в течение месяца должны дать нам аргументированный ответ.

8. Голосование по отзыву депутата Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска. Умышленно вынес этот пункт в заключение своего обзора. Когда все способы воздействия на власть исчерпаны, коридоры оббиты, письма написаны, остается только одно: отзывать власть. Если честно, я не слышал о том, чтобы это кому-то где-то в России удалось. Если вы просто взглянете на статью 15 главы 4 Устава города Смоленска, то увидите, на сколько это сложная и предельно бюрократизированная процедура.

Итак, в арсенале горожан есть 8 законных инструментов воздействия на власть. Точнее, участия во власти, подлинного местного самоуправления. Почему одни строки Устава города, конкретизирующие распределение ликвидных ресурсов города (власти, денег, имущества), так тщательно выверяются и чтутся, а другие - преданы забвению? Будто и нет их вовсе. Я думаю, что именно этот вопрос должен быть центральным при проведении различных общественных акций.

Лазарев, трамвай, Смоленск, местное самоуправление, Конституция, Устав города Смоленска

Previous post Next post
Up