Вчера второй раз побывал в Сычевском районе и первый раз увидел исток Днепра. Вчера это место стало монашеской обителью. Патриарх Кирилл освятил здесь монастырь.
Строительство монастыря на месте истока Днепра - задумка патриарха Кирилла, когда он еще был митрополитом Смоленским. Как вспоминает отец Александр Клименков, с которым мне удалось пообщаться, владыка Кирилл обещал построить здесь монастырь и свое обещание выполнил, причем, непосредственно руководил его созданием. «Он сказал, что здесь должен стоять монастырь, у истоков Днепра. Это иордань, купель всего русского народа. Поэтому освящение патриархом истока Днепра - это событие не года или столетия. Это событие тысячелетия для всех православных христиан. Тысячу лет назад случилось то, что утвердило христианство как религию на нашей земле. Ведь что случилось тысячу лет назад? Брат пошел на брата. И тогда сыновья Владимира, два брата Борис и Глеб не стали бороться за власть, а стали бороться за веру и пошли на заклание, хотя каждый имел свою дружину, и они решили - пусть лучше будем убитыми, чем предадим волю Всевышнего и своего родного отца. Поэтому в этом году тысячелетие с того дня, как были убиты Борис в Вышгороде и Глеб на Смядыни, на Смоленщине, и его тело погребено на берегу Днепра». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
Доехать до монастыря то еще испытание. Полотно не ремонтировалось ни разу с советских времен. Лишь в нескольких местах я заметил заделанные мадпатчером ямы. Остальное - стиральная доска, откровенные ухабы. Поэтому время в пути этот участок занимает не меньше, чем вся остальная дорога от Смоленска до Сычевки.
Периодически нас обгоняли машины с номерами ААА и АСО. Обогнал также кортеж с патриаршим бронированным Cadillac Escalade, на котором Святейшему предстояло проехать 200 метров - от вертолетной площадки до ворот обители.
Видимо, побоявшись потерять колесо на ухабах Сычевского района, губернатор Алексей Островский прилетел сюда на вертолете. Сегодня ему патриарх Кирилл вручил какой-то важный церковный орден. Интересно, за что? Вкладывать бюджетные деньги в строительство монастыря нельзя. Нецелёвка. Коммуникаций здесь нет, все свое. Остается дорога. Действительно, от деревни Бочарово до монастыря - около 5 км. Когда-то здесь была лесная дорожка в стиле трассы для джипперов. Сейчас вырублена просека, заложено основание дорожного полотна. Видимо, за нее и выдан орден. Поскольку вся остальная дорога, а это не много не мало 55 км, полнейшая жесть, то орден за нее явно никому не положен. Полотно не ремонтировалось ни разу с советских времен. Лишь в нескольких местах я заметил заделанные мадпатчером ямы. Остальное - стиральная доска, откровенные ухабы. Поэтому время в пути этот участок занимает не меньше, чем вся остальная дорога от Смоленска до Сычевки.
Вот так выглядит новый участок дороги.
Периодически появлялись чудесные указатели на деревянных кольях, высотой с человеческий рост. Видимо, на сами таблички денег хватило, а на подставки на хватило,
все спи жена.
Периодчески дорожники нас предупреждали о неровной дороги знаками на карликовых ножках. очень заботливо!
Только истинно верующий доедет до этих мест. Или прилетит.
На въезде в Бочарово, когда до места назначения оставалось километров 5, нас остановил полицейский кордон. Долго не хотели пускать. Мол, народу очень много, машину поставить некуда. Внимание: в смоленской глуши, посреди лугов, полей и пустынных дорог некуда поставит машину! Это как в том бородатом анекдоте: сидит один грузин на рельсе, к нему подходит другой и говорит: "подвинься".
После уговоров и объяснений, что я - журналист, нас все-таки пропустили. На стоянке для простых смертных стояло полтора десятка машин и несколько автобусов. До места назначения было километра полтора. Туда нас отвезла МЧС-овская газель, которая курсировала между стоянкой и монастырем. По пибытии нас ожидал осмотр с металлодетектором. Внутри, на территории монастыря, десятки представителей силовых ведомств с наушниками, рациями и серьезными лицами. Впрочем, Святейший был вполне доступен для пришедших и большую часть времени находился на расстоянии вытянутой руки.
Комплекс выглядит солидно, и даже, я бы сказал, респектабельно. Не знай я, что это монастырь, можно было бы предположить, что это фешенебельная база отдыха: идеально высаженные газоны, ладные бревенчатые домики, мощеные дорожки, лавочки… И все это посреди непролазного леса, топей, вдали от людских глаз. Поговаривают, что это будет вип-монастырь, в котором будут проживать ушедшие на покой священнослужители и прочая церковная знать.
В ожидании патриарха.
Храм и колокольня были возведены несколькими годами ранее, поэтому и не блещут новизной.
Солнце сменялось проливным дождем.
Голубой Робинсон, стоящий на балансе СОГБУ "Пожарно-спасательный центр".
Собственно, вот это и есть Днепр. На месте ключей, на камнях стоит часовня, оборудована купель.
Через пару часов с помощью этого нехитрого орудия будет совершено событие тысячилетия.
Святой источник.
Суета. До прилета Святейшего остался один час.
Кандидат в губернаторы Сергей Лебедев и отец Александр Клименков, ушедший с должности главы Вязьмы в священнослужители.
Радуга лишь немного не дождалась патриарха. Там, впереди, под радугой и расположена вертолетная площадка.
Все уже наготове. В небе появился знак: то ли птица, то ли крест.
Ровно в 16.00 на колокольне заголосили колокола. Спустя пол минуты послышался шум вертолетных двигателей. Патриарх Кирилл был пунктуален. Минута в минуту.
Речь перед паствой.
Все направляются к источнику.
Собственно, чин освящения.
Досталось святой водицей аккурат журналистскому пулу.
На сегодня всё. В следющей записи я расскажу немного о Сычевском районе. Фоторепортаж трехлетней давности о предыдущем визите Святейшего в Смоленск - читайте
здесь.