…"все чрезвычайно оживленно, приходит множество людей. Много детей - они не боятся, когда мы выкапываем прах, они подходят близко. Все так, как будто встречается вся семья". Ваян Лебих из Маса
Мой архив фото и видео по Бали пополняется намного быстрее, чем я успеваю рассказывать на блоге, но эту съемку я пропустить не мог: в посвященном Шиве храме Pura Dalem соседней деревни Тегаллингах (
КАРТА) три дня назад состоялось массовое вскрытие 71-й могилы для последующей кремации:
ПРИМЕЧАНИЕ: Ежели кому-то будут неприятны фотографии костей и черепов, то ему под кат лучше не ходить, а подождать второй части, где речь пойдет больше о самой церемонии и ее атрибутах.
Ну, а тем, кто сюда все же зашел, напомню, что пять лет назад я уже подробно рассказывал о
ПЛЕБОНе - "царской кремации" в Убуде (мне в тот раз повезло - такого размаха они достигают здесь лишь раз в 40-50 лет, а потому на последующие я больше не ходил), тогда как о
НГАБЕНах - кремации простых балийцев - рассказал пока достаточно общо (на самом деле, они тоже отсняты аж в трех версиях для трех разных сословий - просто все никак руки не дойдут…)
Ну, а теперь начнем с самого начала - Луны:
Как видите, она в подходящей фазе, а потому нгабенов в окрестностях Убуда именно сейчас проходит масса.
Временные кладбища балийцев я уже тоже
ПОКАЗЫВАЛ (в самом конце поста), но вот вам еще одно недавнее фото:
Однако вскрытие более чем 70 могил сразу - явление достаточно редкое, и вот такие ряды приготовленной параферналии (о ней - во второй части) прямо-таки уходят за горизонт:
Намного сложнее, чем обычно, и подношения злым духам - бута и кала:
Храмовые священники-пеманку пока ждут в стороне - их час наступит чуть позже:
ПРИМЕЧАНИЕ: "Мы проводим коллективные кремации каждые три года, иногда даже чаще. Если у семьи есть тело для сожжения, они платят пять миллионов рупий, все остальные в деревне - по 250 тысяч. Так что это готонг-ройонг [общинный механизм совместной работы и совместного финансирования]. Это меньше, чем 45 миллионов, в которые обошлась бы индивидуальная кремация, однако качество то же самое. Пятьсот жителей нашей деревни - одна большая семья, и мы разделяем стоимость и чувства друг друга". Староста деревни Tengkulak Kaja 67-летний Густи Маде Мава
Первые несколько ударов лопатами и мотыгами наносят дети покойного (похоже, в данном случае сыновей у него не было):
Ну, а потом в любом случае приходит черед мужчин:
Между прочим, хотя церемония и началась лишь в два часа дня, когда пик жары уже миновал, дело нелегкое - и кое-кто из копающих потом свалится от солнечного удара:
Вот что-то завиднелось - теперь надо быть поосторожнее:
Готовим подстилку, на которую ляжет прах, …
…завернутый в своего рода "саван":
ПРИМЕЧАНИЕ: "Всей общиной мы выкапываем только прах умерших давно, который уже разложился до костей. У нас есть особые люди, которые извлекают прах умерших недавно так, чтобы это видел не каждый - чтобы предотвратить травму для людей. Тела затем омывают и сжигают перед тем, как присоединиться к нгабену". Староста деревни Tengkulak Kaja 67-летний Густи Маде Мава
Наступает черед омовения (вода может быть ароматизирована, но это уж у кого как):
Многие стараются прикоснуться к останкам - в знак того, что они тоже приняли участие в церемонии:
Ну, вот - омовение завершено, …
…а по соседству то же самое происходит у другой могилы:
UPD:
А ВОТ ЧТО БЫВАЕТ В ПРОМЕЖУТКЕ МЕЖДУ СМЕРТЬЮ И ВСКРЫТИЕМ МОГИЛ?Окончание
СЛЕДУЕТ