От Прамбанана до Эрланги-1: СТРОЙНАЯ ДЕВА

Nov 14, 2011 09:41

Эта новая минисерия, посвященная интереснейшему периоду в жизни Явы и Бали (и не только), откроется легендой, которая, по словам основателя сети отелей-музеев и ресторанов-музеев "Тугу" (см. Тугу-БАЛИ и Тугу-МАЛАНГ) бапака Aнхара Сетьядибраты (Anhar Setjadibrata), до сих пор снится ему по ночам…
"Многие [даже в Индонезии] забыли историю Лары Джонгранг, но она - одна из наиболее вдохновляющих наших легенд", - говорит его дочь Аннет:


Что ж, начнем с легенды, а потом я, наконец, познакомлю вас с Прамбананом и чанди Севу, до которых раньше все не доходили руки. А вот вам и сама главная героиня сегодняшнего поста:



…Давным-давно, во времена, когда на главном индонезийском острове Ява боролись друг с другом буддистские и индуистские царства, жила-была прекрасная Лара (или Лоро - в яванском языке звуки "а" и "о" настолько близки, что неискушенный слух чужака не в состоянии заметить разницу. Кстати, порой можно встретить и написание "Роро"…) Джонгранг (Lara (Roro) Djonggrang - "Стройная дева").


Лара была известной на всем острове красавицей, но в семье, как известно, не без урода: ее отцом и раджей царства Боко был жестокий и отвратительный великан-людоед Прабу Боко (Prabu Boko). Что ж, родителей не выбирают…
И вот решил Прабу Боко подчинить себе соседнее царство Пенгинг (Pengging), где правил мудрый царь Прабу Дамар Мойо (Prabu Damar Moyo). Готовясь к войне, злой великан сначала разорил своих подданных налогами, а затем вероломно напал на соседей, но был побежден и убит в битве принцем Бандунгом Бондовосо (Bandung Bondowoso). А очарованный красой Лары победитель полюбил ее и потребовал выйти за него замуж.


Лара ни в коем случае не хотела идти за убийцу своего отца, но сила была на его стороне, а армия Пенгинга даже осадила дворец прекрасной принцессы. И тогда она пошла на хитрость: потребовала от Бандунга выполнить два немыслимых условия. Прежде всего, Лара предложила принцу вырыть бездонный колодец под названием Джалатунда (Jalatunda) - что жених и сделал, и кратер с таким названием до сих пор можно увидеть на горном плато ДИЕНГ на Центральной Яве:




Но, когда Бандунг с гордостью демонстрировал это рукотворное чудо заказчице, та велела патиху (премьер-министру) царства Боко - другому великану по имени Гуполо (Gupolo) - завалить там принца огромными камнями, похоронив его заживо.
Бандунг все же смог выбраться наверх, а его любовь к красавице была настолько велика, что он простил ее - и даже согласился на второе условие: возвести тысячу храмов за одну-единственную ночь. Для этого, однако, ему пришлось призвать на помощь вот этих духов земли:


…Заря еще не наступила, но 999 храмов были уже возведены и вовсю кипела работа над последним. И тогда в отчаянии Лара Джонгранг приказала своим служанкам начать толочь рис в ступах (по сей день живущие в сельской местности яванки обычно начинают так новый день, чтобы накормить семьи завтраком). Разбуженные знакомыми звуками, проснулись петухи, испуганные, что пропустили рассвет. И - закричали.


А тогда духи, в свою очередь, перепугались, что их застанут лучи солнца, и бежали со стройки.
В ярости Бандунг Бондовосо проклял Лару Джонгранг - и та превратилась в каменную статую. Но легенда на этом не кончается: разбуженные молитвами служанок и тронутые историей принцессы, трепетно хранившей верность памяти своего отца и даже пожертвовавшей во имя ее жизнью, боги послали за ней крылатого льва, на котором она вознеслась на небеса, где и обрела вечный мир.


А статуя... Что ж, каменная статуя богини Дурги и по сей день стоит в северной нише храма, который яванцы так и зовут: Лара-Джонгранг.


Аллюзия1: правда, очень похоже на вот ЭТУ ЛЕГЕНДУ о происхождении вулкана Тангкубан-Прау на Западной Яве? Видимо, сунданцы позаимствовали у яванцев :-)
Аллюзия2: а что это у Дурги в верхней левой руке? А это вот такой ДАР МОРЯ...

Признанные ныне ЮНЕСКО объектом мирового наследия руины древнего храма (КАРТА), расположенные на полпути из столицы Особого округа Джокьякарта в город Соло (Суракарта) в провинции Центральная Ява, случайно обнаружил в самом начале XIX века Колин Макензи (Colin McKenzie) - исследователь недолговечной британской администрации во главе с будущим основателем Сингапура сэром Стэмфордом Раффлзом, который правил Явой во времена наполеоновских войн, а потом был вынужден (несмотря на жуткие душечные терзания - ну, очень не хотелось, о чём не раз писал он сам!) вернуть ее голландцам.




Так что, по всей видимости, эта дорога из Джокьи в Соло существовала уже в VIII веке. Кстати, позже вокруг были обнаружены около 50 других исторических объектов, причем некоторые из них являются огромными комплексами, включающими в себя, в свою очередь, десятки и даже в прямом смысле сотни храмов. И до сих пор в этой окруженной со всех сторон вулканами колыбели яванской цивилизации под одеялом вулканического пепла толщиной в несколько метров делаются все новые и новые открытия…


Но мы отвлеклись. Стоящий на трехуровневых рукотворных каменных террасах комплекс Лара-Джонгранг считается самым элегантным "чанди" (башенным храмом) на Яве и, уже бесспорно, является самым большим индуистским святилищем на этом острове, где они насчитываются тысячами. Ведь лишь в одном этом комплексе и только на двух нижних террасах стоят (или реставрируются) 224 практически одинаковых храма. А на третьей, самой высокой террасе размерами 110 на 110 метров их венчают шесть главных.
Устремляющийся прямо в небеса самый высокий центральный храм высотой 47 метров, который обычно и зовут "Стройной девой", …




Аллюзия: а что это такое мы видим в индуистском храме на его фото выше и ниже? Ага, это буддийские ступы :) И снова такое смешение индуизма и буддизма не мешает на Яве никому и ничему...







…был завершен в 856 году царем Ракаем Пикатаном (Rakai Pikatan) из индуистской династии Санджая - возможно, в ответ на построенные неподалеку раджами-соперниками из буддистской династии Шайлендра храмы БОРОБОДУР (самый большой буддистский памятник вообще в мире) и Севу. Он посвящен Шиве и сначала назывался "Шивагра" (дом Шивы) или "Шивалая" ("Царство Шивы"), а в его строго ориентированных на четыре стороны света нишах стоят статуи самого Шивы, Агастьи (он же - здесь - Шива-Махагуру, т.е. "Вероучитель"), его сына Ганеши и супруги Дурги.








К югу и северу от главного стоят храмы, посвященные Брахме и Вишну (оба они раза в два ниже, что ясно дает понять, кого из членов индуистской Троицы-Тримурти почитали самым-самым главным шиваиты-Санджая). Восточнее этих трех и строго напротив каждого из них имеются еще три храма, в одном из которых сохранилась статуя Нанди (быка Шивы), …


…а в двух других предположительно стояли изваяния Ангсы (гуся Брахмы) и имевший честь носить на себе самого Вишну священной птицы Гаруды, чье изображение красуется сейчас на гербе Индонезии.


Кстати, под статуями в главных храмах были обнаружены колодцы с прахом, так что, возможно, они также играли роль некрополя для членов царской семьи.
На мой взгляд, одно из главных очарований комплекса - прекрасно сохранившиеся барельефы из "Рамаяны":










Менее чем в полукилометре к северу от Прамбанана, как часто называют комплекс Лара-Джонгранг по имени близлежащей деревни (Prambanan, судя по всему, это искаженно para Brahman = "брамины") вы увидите более старое (конец VIII века) буддистское чанди Севу ("Тысяча храмов"), которое и впрямь окружено развалинами хотя и не совсем тысячи (как в легенде), но все же 240 с лишним храмов.










Но по-своему самым замечательным памятником этой архитектурной "дуэли" между оспаривавшими престол яванской империи Матарам в конце I тысячелетия н.э. буддистами Шайлендра и индуистами Санджая являются стоящие чуть в стороне и окруженные 116 ступами и 58 храмами меньшего размера два других буддистских чанди - Плаосан-Лор и Плаосан-Кидул ("Северный" и "Южный"). Примечательны они тем, что Северный Плаосан был возведен в промежуток между 835 и 860 гг. - то есть, в годы правления того же самого индусского царя Ракай Пикатана, что построил и комплекс Лара-Джонгранг. Дело в том, что этот индуистский раджа был женат на буддистке Прамодавардани (Pramodhawardhani), а потому оказывал финансовую помощь строительству храма соперничавшей религии.
Вот так и получилось, что если в легенде яванские буддисты и индусы являются непримиримыми врагами (как оно и было на самом деле, но - в Индии, а не на Яве), то в здешней жизни они возводили храмы по соседству и даже заключали между собой счастливые браки.
Кстати, реплики охраняющих вход в чанди Севу каменных стражей-дварапал были позже поставлены перед дворцом султана Джокьякарты: этого уже мусульманского правителя явно ни коим образом не смущало индобуддистское наследие…


Еще о Прамбанане:
от _dmitrii, lastdjedai

А мой рассказ продолжается ЗДЕСЬ

Еще об Эрланге:
Родители
Храм балийского короля на Восточной Яве
Восточнояванская "могила" царя-балийца

yogya, java, ЯваЦент, language, art, religion, history

Previous post Next post
Up