Мария Николаева сравнивает балийский индуизм с индийским - после того, как то же самое сделали сами индийские индусы (см.
ЗДЕСЬ):
"Балийский индуизм отличается от индийского индуизма как день и ночь! Сами балийцы фанатично относятся к своей культуре, вплоть до уверений: «Нет культуры, кроме балийской!»...
(Балийский храм)
И все же существует тяга на культурную прародину, так что многие балийцы годы живут в Индии, возвращаясь оттуда с индийскими именами и титулами, чтобы учить балийцев - чему?
(Индийский храм)
Начну с обратного - совсем скоро в Ришикеше, прославленном индийском городе йогов у подножия Гималаев, появится настоящий балийский храм! Предыстория этого проекта примечательна: старший сын известного вам Агунга Праны, одаренный как музыкально, так и духовно (входит в транс), недавно посетил Индию с концертом балийской музыки.
Его группа выступала в Ришикеше прямо на берегу священной Ганги напротив ашрама Парамартх Никетан на месте проведения вечернего почитания Ганги (куда я некогда ходила каждый вечер).
Там всегда собирается толпа, и все были настолько очарованы балийской музыкой, что правительство штата даровало землю для строительства балийского храма!
Впрочем, Прабу Дхармаяса (см. ниже) мне потом говорил, что исходно это была его идея, которую он даже обсуждал с правительством - дать балийцам место для балийского ашрама.
Тем не менее, обратной экспансии наблюдается гораздо больше - я наслышана о многих балийцах, которые уезжали в Индию учиться йоге и медитации, тантре и аюрведе и т.п. Возвращаясь, они открывают ашрамы и клиники на совершенно индийский лад, создавая альтернативу, если не прямую конкуренцию, традиционному балийскому целительству и трансовой культуре. Конечно, все это легко воспринимается балийцами на общей основе индуизма, однако начинает перекрывать уникальные балийские особенности.
Так, в Убуде вы чаще уведите рекламу аюрведы, чем паранормальных целителей «в пятом поколении», которые продолжают принимать пациентов на дому - и найти их там гораздо сложнее... Что и говорить о нашествии современных стилей хатха-йоги из Индии (чаще не напрямую, а через западных учителей), хотя целитель Маде Сумантра (Убуд) уверял меня, что есть чисто балийская традиция практики йоги по ночам прямо в храмах. Я приведу здесь три примера балийцев, поживших в Индии - из них две встречи личные.
Моя первая личная встреча с балийцем, получившим титул ачарьи (учителя) в Индии, произошла в еще не достроенном для него ашраме возле Убуда. Ачарья (к сожалению, я даже не знаю его имени - его так и назвали просто «учитель») проводит каждый вечер агнихотру - ведический огненный ритуал, отнюдь не прижившийся на Бали.
Он окончил университет в Бангалоре (Южная Индия), недалеко от ашрама Бхаравана Шри Саи Бабы (аватара, или боговоплощения), преданным которого он сам и является (как и многие балийцы, никуда не выезжавшие). Посещая ашрам, он даже читает там лекции по ведической культуре. И, наконец, акцент в его собственном ашраме будет сделан опять-таки на веды и аюрведу!
Другой интересный момент, ашрам для ачарьи строит итальянец, прекрасно говорящий на индонезийском, ибо живет здесь давно. Но сошлись они на том, что он тоже является преданным Шри Саи Бабы и регулярно ездит к нему в Индию. Поскольку я сама провела там в общей сложности 8 месяцев и получала личные интервью, мне сказали «Сайрам!»
(все фото ниже - кроме Прабху Дхармаяса - Индия, Ришикеш)
Вторая же личная встреча с балийцем с индийским именем Прабху Дхармаяса произошла на форуме по целительству в Убуде. Хотя учитель явился в концу действа, он пригласил нас посетить Центр медитации ангка, где пока есть лишь дхуни (священный очаг) - тоже сугубо индийский феномен. Он называет его «центром вселенной», что тоже совершенно по-индийски (каждый гуру в каждом ашраме заверит вас, что центр мира именно здесь), впрочем, центр мира оказался все же на Бали, а не в Индии, где он провел десятилетия...
За две личных беседы я порасспросила его об отношении к балийской культуре. Меня не удивила оценка транса как состояния, лишенного необходимой для практики медитации осознанности (здесь я согласна). Про паранормальных целителей он выразился довольно резко: «многих из них нужно лечить», правда, не обязательно с потерей способностей. С гордостью он говорил о том, что его центр посещали многие педанды (балийские высшие священники), хотя и просили хранить их посещения в тайне. Что и говорить, индийская доминанта просто очевидна. Правда, при второй встрече он сделал акцент на балийские корни и заключил: «Я многое НЕ взял из Индии», подразумевая - за ненадобностью.
Еще один, третий феномен такого рода - Геде Прама, один из самых известных балийских учителей, ученик которого хотел устроить для меня личную встречу с ним, но оказалось, что он был в Джакарте. Другой раз я услышала о нем перед моим ритритом по випассане в буддийском монастыре Брахмавихара-арама. Организатор программ сказал мне, что в сентябре будет ритрит с Геде Прамой, но не по випассане, а по его собственной системе, которую он называет медитацией «голубого неба». Выяснилось, что корни уходят тоже в пребывание в Индии: Геде Прама провел три года в Дхарамсале подле Далай Ламы (правда, основным его занятием было мытье туалетов, но в буддийских монастырях это почетно). Таким образом, он впитал в себя тибетский буддизм, где значительная часть медитаций как раз объектная (на богах, мандалах, своем ламе и пр.) в отличие от випассаны. В итоге, это и не випассана, но те разработки, которым он учит балийцев, также в значительной мере небалийские в современном смысле. Не уверена, что я буду присутствовать на этом ритрите, хотя все возможно, ибо прямо перед ним будет випассана в моем любимом стиле - так что можно будет и остаться подольше, если не будет особого загруза по работе.
Итак, кроме туризма, который вызывает коррозию балийской культуры почти исключительно на побережье, да и то преимущественно лишь на юге, а также кроме так называемого «духовного туризма», который втягивает в «сферу услуг» уже священников и целителей, вызывая коррозию самой балийской религиозности, есть еще «вторичное» влияние Индии, которое легко воспринимается балийцами, ибо индуизм и в древности пришел из Индии, но в настоящее время это уж как нашествие очень далекой культуры, ибо отличие обоих индуизмов стало слишком значительным. Впрочем, если учесть, что в силу культа предков балийцы во многом «застряли в развитии», продолжая совершать жертвоприношения животных, впадать в транс и пр., и им проще перенимать готовые рафинированные духовные формы, чем создавать их самим в недрах собственной культуры, на что в той же самой Индии ушла пара тысяч лет - почему бы не просто поехать и взять?
Я не к тому, что мне жалко «потерять» уникальную балийскую культуру - просто есть такой риск наряду со многими иными процессами, но со временем видно будет"...