Танцы Бали: ДРАМА "БРАХМАНА КЕЛИНГ" (Клункунг)…

Aug 02, 2010 08:15

…или ЧТО БЫВАЕТ С ТЕМИ, КТО ОБИЖАЕТ СВЯЩЕННИКОВ
"Король с огромным авторитетом; не человек, а настоящий лев; мудро защищавший своих подданных и удовлетворявший их нужды; выдающийся витязь с огромной мистической мощью; всегда победоносный в войнах". Балийские хроники о радже Б(В)атуренгонге

Показанная в минувшие "выходные" в TMII танец-драма "Брахмана Келинг" (Brahmana Keling) интересна для нас (причем вовсе не только для любителей танца) по трем причинам. Во-первых, она снова ярко демонстрирует специфику балийского индобуддизма: на протяжении всей драмы не раз подчеркиваются, что обидели именно буддийского священника, из-за чего и произошли все неприятности…


Во-вторых, снова к вопросу о "короле Бали", которого нет, а когда было, то очень недолго. Поскольку драму показывает район Клункунг, правопреемник царства Гелгел, самое время напомнить, что королевство Бали с центром именно в нынешнем Клункунге просуществовало недолго (середина XV - середина XVII вв.), а потом распалось на самостоятельные княжества (кстати, любопытно: нынешняя "ассоциация" султанов и раджей Индонезии признает "первыми среди равных" среди балийских князей вовсе даже не бывших правителей Клункунга, а раджей Сингараджи…)


Третий любопытный момент изложу ближе к концу, а то, что на представление пришла бывший президент Мегавати Сукарнопутри, совсем неинтересно - упоминаю просто из чувства долга:


(По правую руку - замгубернатора Бали Анак Агунг Пуспа Йога, по левую - глава района Клункунг И Ваян Чандра).



Итак, правитель королевства Свечапура (лучше известного как Гелгел) Далем Ватуренгонг (Dalem Watu Renggong; по происхождению - брамин с Восточной Явы Данхьян Кепакисан) готовился к проведению важной церемонии Nangluk Merana в Бесакихе (см. ЗДЕСЬ; ...


…да-да, главный храм Бали тогда был расположен именно на землях Клункунга, который управлял и нынешним Карангасемом), когда ему доложили о прибытии из деревни Келинг на Восточной Яве брамина и одновременно буддийского священника (sic!) Данхьянг Семаранаты…


…(впредь будем звать его просто: брамин из Келинга. И скажите мне кто-нибудь, что классическая балийская культура не есть продолжение яванской! :-)

(По одной из версий яванца лично вызвал обитавший в Бесакихе верховный бог Махадева).




Проблема заключалась в том, что прибывший брамин был одет в грязную и рваную одежду, …


…что оскорбило раджу, велевшего страже прогнать его (по другой версии зарвавшийся священник вообще попросил передать правителю, что пришел его брат).






Брамин из Келинга удалился в Бадунгский лес и - по некоторым версиям легенды - проклял Свечапуру (тогда как по другим - просто отдыхал там).


Однако в любом случае урожай погиб, Гунунг-Агунг начал извергаться, а на подданных раджи напали неизвестные болезни.












И самое ужасное для балийцев: пришлось отложить церемонию Nangluk Merana.




А потому не осталось другого выхода, кроме как звать брамина из Келинга обратно (по одной из версий - официально признавать его братом: ой, не просто брамины разбирались на Бали с кшатриями с вопросом о реальной власти), и после его возвращения все стало хорошо.








Все очень обрадовались и поручили ему руководить церемонией Nangluk Merana, а раджа даже присвоил брамину титул Брамина Сидакарья (по другой версии - Dalem Sidha Karya).


И с тех пор любая важная церемония на Бали считается неполной, если в ней не участвует вот эта маска - Topeng Sidakarya (Sidha Karya).


Это и есть тот третий момент, о котором я упоминал в начале поста. Хотя кое-что о масках Бали уже было (см. например, ЗДЕСЬ), написать подобающее этой теме введение у меня все никак не доходят руки. Поэтому - придется пока и дальше вот так, урывками :-(

Здесь она, правда, немножко странная: по классике маска сидакарья должна быть белой. Как вот эта из Музея Бали в Денпасаре:


Ее основное значение - "тот, кто завершает успехом" (Sidha) "священные труды" (Karya), а по сути сидакарья - это "переговорщик" между богами и людьми, передающий "наверх" жертвоприношения, а "вниз" - благословения…

Что еще хочу отметить в этой связи: связь между классическим танцем (особенно с использованием таких масок) и религией на Бали по-прежнему жива: случайно заметил, как перед началом представления все танцоры проходили церемонию благословения…

А в заключение вот вам видео:

image Click to view



UPD 24.02.11: Версия Вани Захарченко

sultan, tmii, dance, bali, art, religion, history

Previous post Next post
Up