Улетевшая на славный своей незамысловатостью остров Сумба (к нему мы перейдем после завершения рассказа о Флоресе)
tasmania_gal напоследок радует нас рассказом о похоронной церемонии еще одного интереснейшего народа Индонезии - тораджей (о.Сулавеси), к которым она тоже успела смотаться (а то тораджи очень расстраивались):
«Церемония похорон в Тана-Тораджа относится к категории rambusolo - печальных церемоний (в дословном переводе "нисходящий дым"). Согласно религии тораджей Aluk Todolo, в основе которой лежит культ предков, церемония обязательна. Процедура церемонии одинакова вне зависимости от касты, к которой принадлежал умерший.
Похороны проводятся в несколько этапов: сначала гроб с телом проносят по деревне, затем приходят проститься многочисленные родственники, позже приносят в жертву животных - тораджи верят, что их души переместятся вместе с душой покойного в рай; и, наконец, тело хоронят. Для проведения церемонии тело обязательно, и, если оно не найдено, то человек умершим не считается.
Тело не кремируют, а хоронят либо в house-grave - аналоге нашего склепа, либо в каменной могиле.
Церемония похорон преподносится туристам как основная достопримечательность, нечто особенное, непонятное, сверхъестественное, требующее обязательного посещения. Действительно, попав на церемонию, многие не понимают, что происходит. Толпы людей в черном, визг животных, мужчины с мачете и туши убитых буйволов в крови. Гиды нараспев произносят заученные фразы: "Сейчас в жертву принесут самого дорогого буйвола, встаньте левее, будет лучше видно"... Туристы вздрагивают и наспех фотографируются на фоне "чего-там-пострашнее". По окончании все загружаются в автобус и едут в отель ужинать.
Чтобы получить информацию, нужно не только попасть на "правильные" похороны - человека из "железной" или "золотой" касты, но и найти гида, который сможет на хорошем английском языке объяснить, что когда происходит.
Я приехала в Рантепао (
КАРТА), центр
Тана-Тораджи, к вечеру первого дня похорон Ala'Baan-а, 87 лет, полицейского, человека из "железной" касты. Церемония проходила в деревне Kanuruan, заняла четыре дня; гостей было человек пятьсот, в жертву принесли 24 буйвола - именно столько нужно, чтобы получить разрешение на деревянную статую покойного - tau tau.
Тело не хоронили шесть месяцев - ровно столько понадобилось семье, чтобы собрать средства на организацию похорон. Раньше процедура проводилась в два этапа. Через 1-2 месяца после смерти небольшая церемония dialuk pia; через год, когда соберут достаточно денег, rante - похороны на поле для захоронения знатных людей. Срок может достигать трех лет, но только для знатных. Человека из низшей, "деревянной" касты хоронят за неделю.
С момента физической смерти человека не считают умершим, а всего лишь больным. Ему приносят еду, мужчинам - сигареты, женщинам - бетель. Чтобы тело хранилось долго, делают инъекции формалина. Хранят тело в южной комнате традиционного дома тораджей tongkonan. Для размещения родственников и друзей, пришедших отдать дань умершему, строят временные дома.
В первый день похорон тело выносят из дома и проносят по деревне, чтобы жители могли проститься с покойным. Эта процедура называется ma'palao или ma'pasonglo. В этот день приносят в жертву одного буйвола. Затем гроб с телом перемещают в специальное здание la'kian - в нем два этажа, наверху место для гроба и родственников, внизу стоят столы для распорядителей, которые руководят процессом.
Во второй день приходят все желающие проститься с покойным. Собираются группами у входа в деревню, с собой приносят подарки - рис, бетель, болок - водку, свиней и, конечно, буйволов. Подарки именные, и за них позже придется отблагодарить. Если на похороны в твою семью другая семья принесла поросенка, то поросенком. Если буйвола, то буйволом. Гид шутил, что на похороны в его семье столько всего принесли, что ему остается только надеяться, что в этом году в семьях друзей никто не умрет.
Подарки приносят и близкие родственники. Кто что сможет. Одна из дочерей покойного - известная певица - привезла пять буйволов. Но если человек не может себе позволить буйвола, никто его не упрекнет. Раньше наследство делили в зависимости от принесенного. А сейчас по справедливости: кому оно нужнее, т.к. для тораджей появились другие возможности зарабатывать деньги. Позже семья соберется и будет решать, что делать с дарами. Скольких буйволов принесут в жертву, скольких продадут, чтобы покрыть расходы на похороны, скольких оставят.
Самого дорогого буйвола привязывают у simbuang - ствол дерева, вкопанный в землю. После окончания похорон на это место могут установить мегалит.
Еще одного буйвола приносят в жертву, объявляя день посещений открытым.
Гостей ведет to ma'doloanni - распорядитель, одетый, в отличие от всех, не в черное, а в красно-желтые полосатые штаны и рубаху и белую шаль. В одной руке у него копье, в другой - щит. Он прыгает с ноги на ногу и выкрикивает что-то похожее на "йо-хо-хо" - благодарит гостей за то, что пришли на похороны. Гости - в колонне по двое или друг за другом, сначала самые старшие - следуют за ним в langtang pa'pangnganan - дом для приема, рассаживаются там и ждут угощения.
В дверях langtang pa'pangnganan-а их встречают внучки покойного в традиционной для похорон одежде из бисера.
Угощение (скорее, даже подношение) - состоит из двух частей. Сначала члены семьи покойного и волонтеры-помощники приносят сигареты и бетель, причем важно, чтобы сигареты и бетель из золотой чаши piring pangngan получили самые старшие из гостей в группе. Мужчина дает сигареты мужчине, женщина дает бетель женщине.
Затем женщины-помощницы приносят воду в pengkokoan - стаканах, украшенных бисером, чтобы прополоскать рот после бетеля (тоже для самых старших), а также печенье, чай, кофе. Параллельно мужчины-танцоры pa'badong в одинаковых футболках, на которых написано "соболезнуем семье покойного", танцуют традиционный танец ma'badong и нараспев повторяют биографию умершего. Танцевать могут и мужчины, и женщины, но на этих похоронах танцевали мужчины, т.к. гостей было много и все женщины помогали на кухне.
И так целый день. Одна группа гостей, вторая, третья. Последними в langtang pa'pangnganan приходят женщины, которые работали на кухне, а бетель и еду им приносили мужчины, переодевшиеся в женскую одежду. Это - не традиция, скорее, шутка.
Последний танец танцуют члены семьи покойного, выражают печаль, что они в последний раз вместе, что через несколько дней они его больше не увидят. Семья надеется, что в раю покойный станет полубогом и вернется, чтобы помогать им в повседневных делах. Принесенных в жертву буйвола, а также свиней готовят на обед. Мясо мелко режут, набивают им стволы бамбука и готовят на костре. Блюдо называется pa'piong. К нему предлагают тушеную фасоль, овощи, рис, печенье. После обеда устраивают развлечение - битву буйволов. Плакать и печалиться в этот день некогда.
Третий день - день жертвоприношения буйволов и посещения похорон христианским священником (официально все тораджи - христиане разной направленности: есть католики, есть протестанты, есть адвентисты). Протестантского священника пришлось подождать, по поводу чего многие шутили, что, мол, важная персона. Приехала женщина, спела гимн, прочитала молитву, собрала деньги на содержание церкви и уехала. Молилась она и за тех, кому придется хоронить покойного в четвертый день, чтобы они стали сильными и смогли донести гроб, находящийся в небольшом традиционном доме на носилках, до места похорон. Вес конструкции около полутонны.
Протестантская церковь не запрещает жертвоприношения. Главное, чтобы это не было финансово сложно для семьи. Есть в Рантепао церковь Pentakosta, она учит не делать жертвоприношения, но популярностью церковь не пользуется: культура умрет, да и туристов не будет, сказал гид.
После отъезда священника на место жертвоприношения привели десять буйволов. Помимо веры в то, что их души отправятся с покойным в рай, в жертвоприношении есть и прагматический момент. Мясо буйволов и мясо свиней раздают всем людям, помогавшим организовать похороны, т.к. помогали они бесплатно. Стоимость одной свиньи от 100 до 400 долларов, стоимость буйвола от 1200 и выше, буйволы редкой породы могут стоить полмиллиона. Кур на церемонии похорон в жертву не приносят, а на счастливых церемониях rambutuka ("восходящий дым") - свадьба, новый дом - обязательно. Есть куриное мясо во время хранения тела и похорон можно, но нужно покупать на стороне.
На четвертый день родственники переносят гроб с телом в house-grave. На языке тораджей есть два обозначения: разговорное panane и церемониальное banua tangmerambu - "дом без дыма".
Во время переноса тела родственники могут толкать друг друга, чтобы показать, кто сильнее, чтобы показать свою любовь и заботу о покойном. Они как бы спорят, где его похоронить, в house-grave семьи мужа или жены, хотя все давно уже решено.
Забота о покойном не прекращается и после захоронения: несмотря на христианство, люди верят в старые традиции. На могилу приносят еду, подарки. Если забыли положить что-то в гроб, могут увидеть во сне, что умерший это просит. Тогда в середине августа, после сбора урожая можно получить разрешение у tomina - жреца традиционной религии, чтобы открыть гроб, переодеть покойного в новую одежду и принести ему требуемое. Чтобы это сделать, нужно принести в жертву еще буйвола или две-три свиньи.
P.S. Телефон Джони и гостиницы в Рантепао +62 81 342 141 169
P.P.S.
ЕЩЕ похороны у тораджей