БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ: И НЫНЕ СРЕДИ НАС-3? (Флорес-56)

Dec 12, 2008 13:23

"Будучи хотя и не слишком вероятным, выживание Homo floresiensis в отдаленных частях Флореса не является невозможным. В принципе, нет причины, по которой прослеживавшийся на острове, возможно, на протяжении 800 тысяч лет и в последний раз подтвердивший свое присутствие всего лишь 13 тысяч лет назад вид не мог бы продержаться в геологическом смысле лишь чуть дольше - даже несмотря на почти бесспорное присутствие, по меньше мере, на протяжении последней части этого периода более разумного двоюродного брата маленького гоминида". Профессор Грегори Форт


К статье профессора Форта мы перейдем в самом конце, а начнем с той версии рассказа об Эбу Гого, которую приводит в своей книге уже хорошо знакомый нам доктор Морвуд:


(Она несколько отличается от той, что услышал в деревне Боаваэ я сам - см. ЗДЕСЬ).
Highlights: Ebu Gogo - Still Exists?
"При посещении Флореса накануне нашей публикации в Nature, Берт Робертс и Герт ван ден Берг собирали местные рассказы [народа] нагакео о маленьких людях, о чем упоминает в своей книге 1998 года Beneath the Volcano Грегори Форт. Эти удивительные истории, распространенные в центральной части Флореса, рассказывают о карликовом народе - около метра высотой, с длинными волосами, большим брюхом, несколько выступающими ушами, неловкой походкой, непропорционально длинными руками и пальцами; а также - у женщин - свисающими грудями, которые они забрасывали за плечи. Помимо грудей - о чем сложно получить свидетельства от скелетов - все остальные описания в точности соответствовали "хоббиту".


Селяне рассказывали, что маленькие люди что-то бормотали друг другу и повторяли сказанное людьми, как попугаи. Селяне называли маленький народ Эбу Гого, что означает "бабушка, которая ест все сырым", включая овощи, фрукты, и мясо - даже людей. Если еда подавалась им на тарелках из тыквенных корок, то они съедали и тарелки.
Набеги Эбу Гого на посевы еще терпели, но когда один из них украл и - видимо - съел человеческого ребенка, это оказалось уже слишком, и был составлен план, как избавить этот район от Эбу Гого. Селяне набрали сухого пальмового волокна и пошли с ним к укрытию Эбу Гого - пещере на склоне Эбулобо.


Прибегнув к достаточно длинным, чтобы дотянуться до входа в пещеру, палкам, селяне предложили сухое пальмовое волокно Эбу Гого, которые жадно схватили предложенное. Но затем селяне бросили в пещеру подожженные факелы, превратив ее в преисподнюю. Спасшие обожженные Эбу Гого в панике бежали. В последний раз их видели, когда они направлялись на север, прежде чем сама деревня сменила свое местоположение и не задолго до того, как в XIX веке в эту часть острова прибыли голландцы.
Были ли эти создания "хоббитами"? Берт и Герт были по меньшей мере частично убеждены в этом. Безумие? Возможно. Помимо того, что они не верят местному фольклору, большинство археологов также никогда не задумывалось о возможности существования ставшей на острове карликовой версии Homo, например, Homo floresiensis или маленьких людей вроде Эбу Гого, потому что считается, что благодаря своему уму гоминиды достаточно защищены от островной миниатюризации…"


Занимающийся этнографическими исследованиями на Флоресе с 1984 года профессор антропологии из университета в Аделаиде Грегори Форт пишет в своей статье "Hominids, Hairy Hominoids and the Science of Humanity", опубликованной журналом Anthropology Today 22 июня 2005 года:
"…некоторые члена открывшей ["хоббита"] команды зашли настолько далеко, что предположили возможность существования Homo floresiensis и в намного более поздние времена и даже то, что он, возможно, до сих пор обитает на Флоресе. В этом контексте часто упоминалось имя Эбу Гого - местный термин, использующися для обозначения коротких, волосатых и грубоватых на вид гоминидов, которые - как верят в одной из частей Флореса - еще обитали там двести лет назад или около того. В частности, было выдвинуто предположение, что эта народная категория может быть воспоминанием о Homo floresiensis, сохранявшимся сотни - если не тысячи - лет.


Я впервые столкнулся с термином Эбу Гого, начав в 1984 году этнографические исследования в районе Наге в центральной части Флореса. Люди вокруг Боаваэ (главной деревни Наге), …


…и в особенности те из них, кто происходит от обитателей старой деревни 'Ua (Руа), рассказали мне как несколько поколений тому назад их предки истребили группу этих волосатых созданий, живших в расположенной неподалеку от старой 'Ua пещере Лиа-Ула на северном склоне вулкана Эбулобо. …поразительной чертой рассказа является его очевидная историчность и обыденность; причем в этих отношениях он резко отличается от рассказов наге о различных духах и мифических фигурах - и сами наге отрицают, что Эбу Гого является чем-то вроде духа. А посему я сделал [в книге 1998 года] следующее замечание:
"Не будучи полностью убежденным в справедливости отображения диких людей как полностью природных созданий, которые к настоящему времени вымерли, все же можно предположить, что идея об Эбу Гого[...] вполне может иметь эмпирическую основу в лице отсутствующего ныне компонента человеческого населения Флореса[...]


…большинство наге описывает эти создания как имевших рост от метра до метра с четвертью…
…наиболее выдающейся чертой записанных мной бесчисленных рассказов наге является представление о том, что женские особи Эбу Гого имели свисающие груди - такие длинные, что они могли забрасывать их за плечи. …[такие] груди являются одной из сходных черт между рассказами наге и легендарными созданиями по всему миру, включая дикого человека средневекового европейского искусства и литературы (Bernheimer 1952), а также такими крипторазновидностями гоминидов, как гималайский йети, сасквоч или "большеногий" северо-запада Северной Америки (Napier 1972) и дикий человек Китая (Zhou 1982).


…каково бы ни было происхождение рассказов наге, Эбу Гого, действительно, представляется отличным от различных категорий духов, которые наге описывают с равной убежденностью - и в связи с этим я считаю, что к упомянутой Робертсом возможности следует отнестись серьезно. Как уже указывалось, наге сами отделяют Эбу Гого от "духов"…, причем они делают это, конкретно указывая на отсутствие у волосатых созданий сверхъестественных способностей - например, исчезать, менять вид, обращаться в животных и т.д."
Далее профессор Форт упоминает, что о сходных созданиях рассказывает и живущий к востоку от наге народ лио, который называет их lae ho'a. А я приведу свой собственный разговор вот с этим лио (который, кстати, сам проделал холодной горной ночью путь на вулкан продолжительностью в несколько часов бо-си-ком)…


…близ вулкана Келимуту (его портрет, а также о волосатых аборигенах западной части Флореса см. ЗДЕСЬ):
- А о маленьких людях в лесу здесь говорят? - спросил я.
- Да, водятся такие…
- Может, это обезьяны?
- Нет, не обезьяны. Больше похожи на людей, только низкие и волосатые… Мы порой слышим, как они разговаривают между собой…
Снова профессор Форт: "Как я смог узнать из полученной мной в августе 2003 года информации,… эти создания очень напоминают Эбу Гого наге. Более того, в некоторых отношениях они кажутся даже более похожими на Homo floresiensis, чем на Эбу Гого, поскольку их более упорно характеризуют как невысоких и у них (согласно тому, что мне рассказали) отсутствуют выдающиеся груди. Однако главным различием созданий наге и лио является то, что lae ho'a не вымерли до сих пор, хотя согласно некоторым услышанным мной историям местные Homo sapiens относились к ним не добрее, чем предки наге..."


А теперь мое РЕЗЮМЕ: почему-то в реальность существования на Флоресе и в наши дни неизвестной ветви гоминидов легко верят те, кто жил и работал на острове десятилетиями. И совершенно не верят те, кто не может найти Флорес на карте мира… 
Следующий пост о "хоббите" см. ЗДЕСЬ
 

flores, fauna, mystic, religion, history

Previous post Next post
Up