Мне сказали, что, на самом деле, это никакое не чудо. Что в этом нет никакой мистики - просто сделанный настоящим мастером крис стоит на кончике клинка. Я не знаю. Мистики, может, и нет. Но чудо, на мой взгляд, налицо… Ведь такой уровень мастерства - это тоже чудо…
Крис (что это такое, каковы критерии его определения как разновидности холодного оружия, история, техника ковки и т.д., и т.п. - позже). Пока же я, как и обещал (
здесь) расскажу (и покажу), как сотрудник Музея пусак (что такое пусака см.
здесь) в «Таман мини-Индонесиа» без всяких молитв и долгой медитации поставил один крис на рукоятку, а затем другой рядом с ним - на острие клинка. И оба остались стоять вертикально…
Вот так:
Повторю, что ни на рукояти, ни на ножнах нет никаких пазов, выступов и т.п.
Только полировка. Клей не использовался.
Под крисами - самый обычный столик с самым обычным стеклянным покрытием. Батиком его застелили для красоты и по моей просьбе.
Сотрудник музея на знал, где именно я попрошу поставить крис, и был готов сделать это в любом месте.
Последовательно весь процесс отснят здесь:
Долгой медитации не было, но все же секунд десять сосредоточиваться ему пришлось.
Попытка не всегда удавалась с первого раза.
Поэтому руки убирали не сразу - надо было быть готовым поймать.
Стоит? Стоит…
Кто-то может мне объяснить с точки зрения физики, как кинжал такой формы вообще может стоять на кончике клинка? Не случайно, а раз за разом?
Ну уж и до кучи: как его можно выковать вручную, без всяких измерений, на одной интуиции?
P.S. Рассказ о крисах в восьми частях см.
ЗДЕСЬ