Как Ленин боролся с якобы-"ленинской гвардией" после Октябрьской революции

Jun 14, 2018 07:11


... После яростной борьбы по каждому из пунктов, где В. И. Ленину удавалось иногда получить большинство в два-три голоса, резолюция была принята в целом десятью голосами против пяти. Она осуждала торгашество с меньшевиками и правыми эсерами как измену лозунгу власти Советов.


... Казалось бы, вопрос исчерпан и разбитые оппозиционеры должны подчиниться воле большинства. Но Каменев, Рыков и три других участника оппозиции перенесли борьбу из высшей партийной инстанции в непартийную, советскую. На последовавшем вслед за заседанием ЦК заседании большевистской фракции ВЦИК Каменев, будучи его председателем, вынес на обсуждение и добился принятия решения, которое противоречило линии ЦК. Оппортунисты апеллировали при этом к членам других партий.

3 ноября ЦК предъявил оппозиции ультиматум, написанный В. И. Лениным, с требованием подчиниться решениям Центрального Комитета.

На заседании ВЦИК Каменев огласил только что принятую резолюцию ЦК большевиков, которая, естественно, была встречена левыми эсерами враждебно. Но он тут же добавил, что резолюция еще не обсуждалась на большевистской фракции ВЦИК, и потребовал объявить перерыв для проведения заседания фракции. На этом заседании ему удалось добиться принятия резолюции о продолжении переговоров со всеми социалистическими партиями. Когда после перерыва эта резолюция была оглашена Каменевым, ее с воодушевлением встретили левые эсеры и принял ВЦИК. Каменев, таким образом, не только нарушил партийное решение, но и уступил ультиматуму меньшинства, против чего прямо предостерегала резолюция Центрального Комитета. Заседание ВЦИК избрало комиссию из трех большевиков - Каменева, Зиновьева и Рязанова и двух левых эсеров - Карелина и Прошьяна для продолжения переговоров при Викжеле.

... Двигателем оппозиции, ее идейным вождем и организатором был Каменев, выступавший со своей особой полуменьшевистской платформой на протяжении всего 1917 г., начиная с середины марта. Среди его сторонников был Зиновьев, все время колебавшийся, но в самые критические минуты неизменно присоединявшийся к Каменеву. Так было в ночь на 10 июня, когда голос Зиновьева, присоединившегося к Каменеву вопреки мнению Ленина, решил вопрос об отмене намечавшейся большевистской демонстрации. Так было в сентябре и октябре. Страх перед представлявшимся ему неизбежным поражением восстания заставил Зиновьева вместе с Каменевым голосовать против ленинских резолюций о восстании 10 и 16 октября, а затем решиться и на штрейкбрехерский поступок, подтвердив перед лицом врага, что большевистское руководство действительно приняло решение о восстании. И теперь позиция Зиновьева была прямым продолжением его октябрьских колебаний. В стане оппозиционеров оказался и Рыков, еще на VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) выступивший с антиленинскими взглядами.

... Таким образом, политическое положение в Петрограде складывалось так: Совет Народных Комиссаров продолжал оставаться единственным правительственным учреждением, составленным на однопартийной основе. Продолжал функционировать и Военно-революционный комитет Петроградского Совета. Всякое военное сопротивление Советской власти было подавлено. „Комитет спасения" ушел в подполье. Но ВЦИК, высший законодательный орган Советов, которому по новым декретам было подотчетно и Советское правительство, высказался в ночь на 3 ноября под давлением оппортунистов за продолжение переговоров с другими партиями о расширении и изменении персонального состава правительства.

... Текст ультиматума был написан В. И. Лениным. Об обстоятельствах его принятия Центральным Комитетом рассказывал несколько позднее А. С. Бубнов:

- Написав его, он приглашал в кабинет к себе отдельно каждого из членов Центрального Комитета.

Так Ленин избежал очередных долгих прений и предупредил возможные расколы. Подобным образом были получены подписи тех десяти человек, которые голосовали в итоге за ленинскую резолюцию от 1 ноября.

В тот же день состоялось заседание Совета Народных Комиссаров. Оно было посвящено положению в Москве, где еще шла, как полагали в Петрограде, вооруженная борьба. На заседание прибыл председатель Московского Совета рабочих депутатов В. П. Ногин. Он был сторонником переговоров и соглашения партий. Ногин требовал соглашения с Викжелем. Оппозиция в ЦК получила, таким образом, подкрепление. В. И. Ленин ответил Ногину резко и аргументированно.

... Убедившись в неблагоприятном для себя соотношении сил как в ЦК РСДРП (б), так и в Совете Народных Комиссаров, оппозиционеры решились на отчаянный шаг: 4 ноября Каменев, Рыков, Милютин, Зиновьев и Ногин заявили о своем выходе из ЦК.

На вечернем заседании ЦИК 4 ноября Ногин, Рыков и ряд других ответственных работников Совнаркома и ВРК заявили об отказе от занимаемых ими постов в Советском правительстве и потребовали образования „социалистического правительства из всех советских партий".

Заявление подписали 10 человек, а нарком труда А. Г. Шляпников присоединился к общей оценке этого документа, но счел недопустимым „сложение с себя своих обязанностей". Этой „забастовкой наркомов", сопровождавшейся выпадами против ЦК и СНК и лично против Ленина, оппозиционеры хотели помешать дальнейшей работе Советской власти, вызвать кризис в партии и на этой основе добиться отстранения В. И. Ленина от руководства партией и страной.

Вечернее заседание ВЦИК началось с обсуждения вопроса о печати. Ларин, подписавший заявление наркомов, потребовал отменить декрет СНК о печати, изданный 27 октября, который положил конец антисоветской деятельности буржуазных газет. Ларина поддержали левые эсеры. Ленин решительно воспротивился этим нападкам на классовую политику Советского правительства. ВЦИК подавляющим большинством отверг резолюцию Ларина и одобрил декрет о печати.

http://leninism.su/revolution-and-civil-war/4529-petrograd-moskva-iyul-noyabr-1917.html

революция, Ленин

Previous post Next post
Up