Nov 18, 2012 16:56
В марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял резолюцию «По вопросам партийного строительства», в которой была признана необходимость «очищения партии от некоммунистических элементов путем точного учета каждого отдельного члена РКП(б) по выполняемой им работе по должности, а также и как члена Российской коммунистической партии»*.
Надежда Сергеевна Аллилуева (1901-1932, член партии с 1918 г.), которая в то время работала в аппарате Совнаркома, проходила чистку 10 декабря 1921 г. на заседании комиссии по проверке и очистке партии Замоскворецкого района. В выписке из протокола этого заседания говорится: «Слушали: 7. О Аллилуевой Н. С. Постановили: Исключить как балласт, совершенно не интересующийся партийной жизнью. Как советский работник может исполнять всякую работу».
12 декабря 1921 г. Н. С. Аллилуева подала в Московскую губернскую комиссию по проверке и очистке партии (Губпровкомиссию) следующее заявление: «Проверочной комиссией Замоскворецкого района постановлено считать меня исключенной как балласт и как неинтересующуюся партийной работой.
Считая постановление комиссии слишком резким, прошу губернскую комиссию пересмотреть это решение и перевести меня в кандидаты, ввиду моего серьезного желания подготовить себя для партийной работы, которой я не вела до сих пор исключительно только потому, что считала себя неподготовленной. Прошу комиссию принять во внимание то, что мне 20 лет и я не имела еще возможности получить партийную подготовку и опыт. В настоящее время я прохожу партийную школу и надеюсь, что в дальнейшем буду более пригодным членом партии, чем была до сих пор, а поэтому прошу перевести меня в кандидаты для опыта». При этом Надежда Сергеевна скромно умолчала, что у нее на руках был грудной ребенок.
Сохранился партийный билет, выданный Н. С. Аллилуевой в январе 1921 г. Московским комитетом партии, в котором отмечались не только выполняемая работа по постоянной и временным должностям, но и исполнение партийных обязанностей. В мае 1921 г. Аллилуева возвратилась из отпуска по беременности и посетила одно собрание партячейки Совнаркома. В июне и июле не была на собраниях «по уважительным причинам», в августе приняла участие в районном собрании, в сентябре - в собрании ячейки, а в октябре работала на воскреснике.
14 декабря 1921 г. губернская комиссия по проверке и очистке партии, рассмотрев заявление Н. С. Аллилуевой, постановила перевести ее на 1 год в кандидаты на испытание.
В эти же дни Н. С. Аллилуеву поддержал и В. И. Ленин, находившийся на отдыхе в Горках. 20 декабря 1921 г. Владимир Ильич продиктовал по телефону секретарю Совнаркома Л. А. Фотиевой текст письма, привлекшего внимание читателя. Оно адресовано члену Центральной комиссии РКП(б) по пересмотру, проверке и очистке партии П. А. Залуцкому и члену Президиума ЦКК РКП(б) А. А. Сольцу. В нем содержится напоминание о заслугах семьи Аллилуевых (и Надежды Сергеевны в том числе) перед партией.
4 января 1922 г. подкомиссия по рассмотрению обжалований при Центральной комиссии РКП(б) по пересмотру, проверке и очистке партии рассмотрела дело Н. С. Аллилуевой и решила «ввиду ее молодости и партнеподготовленности подтвердить постановление Губпровкомиссии о переводе в кандидаты на 1 год».
Документы о переводе Н. С. Аллилуевой из кандидатов в члены партии не обнаружены. Однако, как видно из сохранившейся в Центральном партийном архиве отчетной карточки образца 1926 г., партийный стаж Н. С. Аллилуевой исчислялся в дальнейшем без перерыва, с 1918 г.
* КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 2, М., 1983, с. 327-328.
Из журнал "Известия ЦК КПСС"
Бумаг за подписью Сталина в защиту молоденькой жена не обнаружено. А должности у Сталина на тот момент были не маленькие: нарком РКИ РСФСР, нарком по делам национальностей, член Политбюро, член ВЦИК, член РВС.
ленин,
Аллилуева,
Ленин,
партийные чистки,
Сталин