Автостопом по Европам

Nov 16, 2006 20:41


Что нужно для путешествия? Александру Воронину - рюкзак, палатка, хорошая компания (можно из одного человека) и маршрут. Карту с компасом он тоже захватит, мало ли что. Недаром спортивным ориентированием занимался - все должно быть по правилам. Конечно, за новыми впечатлениями необязательно ехать за границу. Изучать культуру и природу можно и у себя. Но побывать там тоже хочется. И не заочно, под комментарии телевизионных путешественников, а лично.
Вот только где бедному студенту взять денег на практическое страноведение? Саша предлагает путешествовать автостопом: дешево, интересно, необычно. Опасно. Конечно, и самолеты падают, и поезда с рельсов сходят, но если голосуешь на дороге и садишься в первую остановившуюся машину, рискуешь больше, чем когда покупаешь билет в кассе.
Записки экстремального путешественника по Европе “МС” предлагает своим читателям.

По дорогам Родины
Путешествовать автостопом хотелось давно, да и компания нашлась.
Мой друг Игорь тоже мечтал увидеть Европу. До Европы был опыт “стопа” по области. Психологического барьера, чтобы выйти на трассу и поднять руку, не возникало. Зато существовало затруднение другого рода: мои знания “инглиша” не отличались основательностью. Отпуск приближался, на изучение языка времени не оставалось. К тому же в том, что визу нам дадут вовремя, уверенности не было.
С Шенгенской визой мы могли посмотреть страны Северной Европы - Финляндию, Швецию, Данию, Германию, остановиться в Польше и заехать во Францию.
Маршрут составили заранее. Дело за малым - получить визу. Чтобы не переплачивать посредникам, оформлением занялись самостоятельно. Экономия налицо: около 100 евро осталось в наших кошельках. Кстати, желающим попасть в Европу советую за визой обращаться в финское посольство. Для привлечения иностранных туристов финны максимально упростили оформление документов. Да и стоимость заветного пропуска у них значительно дешевле, всего 35 евро. Добравшись до Москвы, заезжаем в консульство. Визы готовы. Мы не забыли прикупить на дорожку отечественных продуктов. Путешествие начинается на Ленинградском шоссе.
Водитель “Волги” подбрасывает нас до Зеленограда, оттуда, оставив микроавтобус, добираемся до Твери. В 2.00, решив, что искать ночевку бессмысленно, садимся в “плацкарт” и утром просыпаемся в Питере. Это предпоследняя российская остановка, дальше - Выборг и Европа. На руках у нас по 200 “евриков” плюс у меня небольшой Н.З. До свидания, Родина!
Полтора дня потребовалось, чтобы добраться из Рязани до Финляндии. Не так уж и много, если учесть, что нам удалось посмотреть ночную Тверь и прогуляться по Питеру.

Окно в Европу
До первого выборгского КПП нас “подбрасывают”, а дальше через все шлагбаумы идем пешком. И снова удача: две финские тетечки соглашаются провезти нас через оставшиеся пропускные пункты. Игорь садится в одну машину, я в другую. Мой водитель, опасливо поглядев на рюкзак, спрашивает: а нет ли контрабанды? “Нет”, - отвечаю я. Тогда все в порядке. Едем. После прохождения КПП подбираем Игоря на трассе. Ура, мы в Финляндии! Впервые за границей. Удача все еще на нашей стороне. Тетечка едет в Хельсинки, и мы тоже.
Трасса до столицы Финляндии отличная, но финны эту дорогу считают не очень хорошей. По ней идет основной автогрузопоток из России. Проезжаем дачный поселок. Возле дороги тачка, она стоит там, где оставили. Наверное, хозяева не опасаются, что ее украдут. Между дачами нет заборов, на участках сосны и цветы. Рядом с растениями таблички с названиями. Везде чисто и аккуратно. Впервые попав в Европу, мы наслаждались контрастами с Россией.

Считаем деньги
Где можно экономить - экономь! Под таким девизом мы провели свою первую ночь в Европе. В Хельсинки оказались поздним вечером. Водитель высадил нас у самого кемпинга - места предполагаемого ночлега. Надо сказать, в странах с развитым туризмом такие места отдыха находятся прямо в городе. Для тех, кто не знает, кемпинг - это огороженная территория, где можно поставить палатку, помыться-постираться, иногда даже есть домики с кроватями.
Для путешествующих такие лагеря очень удобны, но за удобства надо платить. Вход в кемпинг стоил 20 евро, больше шестисот рублей, поэтому переночевали мы неподалеку, в каком-то зеленом массивчике. А утром, оставив рюкзаки в кустах, с видом официальных постояльцев отправились в лагерь. В душ прошли на халяву, просто придержали дверь за человеком, когда тот открыл ее электронной карточкой. Хамство, конечно, но деньги нужно экономить. Потому как бюджет у нас ограничен.
Свежие и бодрые, отправились на экскурсию по городу. Хельсинки не бог весть какая столица, но посмотреть и там есть на что. Особенно когда вы впервые в Европе. Оказавшись среди финнов, удивляешься их любви к передвижению на велосипедах, дорожки для которых проложены рядом с автомобильными. Еще вывески, памятники, покрытые благородной патиной, в центре - мощеные улицы, комфортные трамваи, рыбный рынок, гигантский православный храм, лютеранские кирхи. Покружив пару часиков, мы вышли на набережную. Туристам в Финляндии обязательно нужно прокатиться до острова Suomenlinna. Прогулка до крупнейшей в мире морской крепости Sveaborg очень интересна. Сама крепость расположена на нескольких островах. Осмотрев ее укрепления, музеи, полазив по гигантским гаубицам, мы вернулись в Хельсинки. Утром снова голосовали на трассе. После многочисленных “стопов” убедились: иностранцы - народ дружелюбный. Денег за подвоз не спрашивают, всегда стараются помочь. Если сами не могут объяснить дорогу, обращаются к прохожим. С языком у нас тоже проблем не было. Английский знают многие. А объясняться с людьми, для которых английский - второй язык, куда проще, чем с теми, для кого он родной. Мы друг друга понимали. К тому же знания у меня оказались вполне сносными.
После столицы наш путь лежал в “Страну тысячи озер”. Земли там ровно столько же, сколько и воды. Озера перетекают друг в друга, образуя почти замкнутую систему. Искупавшись в одном из них, мы снова отправились в дорогу. Про Турку и Тампере рассказать особенно нечего. Хотя эти города считаются крупными, осмотреть их можно за несколько часов.
В Турку я впервые в жизни увидел портовый канал, набитый всевозможными судами. Вдоль канала прямо под открытым небом спали люди, вероятно, они дожидались нужного рейса. На великолепном пароме мы покинули Финляндию и отправились в Швецию.
“Викинг” - десятипалубное судно с сотнями кают, магазинами, ресторанами, кафе, казино и бассейном. Стоит морское путешествие до Стокгольма 25 евро, отличный шведский стол - 8,5.
В Швецию мы въезжали отдохнувшими, побритыми и сытыми. Стокгольм когда-то был центральным городом всей Скандинавии. До сих пор сохранилась его древняя архитектура. Опять же приятно удивила доброжелательность европейцев. У меня вдруг перестал работать роуминг. Подхожу к шведу, говорю: “Эсэмэс нужно отправить. Одолжи телефон, доллар дам”. Тот соглашается, но от денег отказывается. Приятно. В Стокгольме мы познакомились с армянами, выходцами из бывшего СССР. Узнав, что мы из России, они разрешили нам сфотографироваться в своем ресторанчике бесплатно. Тоже приятно.
Как правило, чтобы не тратиться на гостиницы и кемпинги, мы ночевали в палатке, не зря же ее из России везли. Иногда, не найдя в городе парка, ставили палатку прямо возле жилых домов. Проснувшись, складывали ее и снова пускались в путь. Только однажды местные жители поинтересовались, кто мы такие. Нельзя сказать, что в остальных случаях им было все равно, просто тактичность не позволила аборигенам нарушать наше личное пространство.

“Застопить” Данию
Автостоп - это не только способ путешествия. Благодаря постоянному общению с водителями и местными жителями культуру страны воспринимаешь не только через памятники, музеи и архитектуру. Общение расширяет кругозор, дополняет знания, помогает понять менталитет народа. Дорога изматывает. В среднем ожидание “стопа” длится до часа. Иногда везло, и мы ловили машину за несколько минут. Самый длительный простой был в Дании - мы ждали своего водителя восемь часов. “Стоим на мосту. В Дании дождь. Холодно. Машины нет”, - долетала до Рязани эсэмэска с номера телефона Игоря. Несмотря на простой, Копенгаген произвел на меня положительное впечатление. Если честно, то все остальные столицы, в которых мы побывали, показались чем-то вроде деревень.
В Копенгагене погрузились в магию старинного громадного европейского города.
Копенгаген, в отличие от Берлина и Варшавы, во время второй мировой войны бомбежкам не подвергался. Находясь западнее Стокгольма и Хельсинки, он вобрал в себя лучшее от Европы. В центре Копенгагена, наверное, за века ничего не изменилось. Все так, как должно быть в средневековом городе. Такой и представляет себе турист Европу. Готическая архитектура, католические соборы, мощеные мостовые - вы в городе сказок Андерсена. А тут и Русалочка на камне. На осмотр достопримечательностей столицы Дании мы потратили больше всего времени. И снова “стоп”, едем в Германию.
Берлин - гигантский город, но архитектура не впечатляет, сплошной новострой. Кстати, как и в Варшаву, мы заскочили туда ненадолго. Если будете в Германии, обязательно побывайте в Бремене. Бремен - показательный город для всей Германии. Такой представляют себе эту страну туристы. Старинная стройная архитектура, бюргерский уклад жизни, средневековая атмосфера впечатляют.
К сожалению, в отмеченный на маршруте Амстердам мы с Игорем не попали. Срок визы заканчивался, и мы, сев на поезд, отправились домой. Если есть возможность, почему бы не доехать с комфортом, да и времени на “стопы” не оставалось. Даже в начале путешествия у нас не было цели поставить рекорд.
Есть люди, которые принципиально путешествуют автостопом. Так сказать, автостоп ради автостопа. Для нас автостоп - это возможность лучше узнать культуру и сэкономить деньги. Финляндия - Швеция - Дания - Германия - Польша обошлись нам примерно в 8 тысяч рублей. Неплохо. Но, что ни говори, путешествие таким способом выматывает и физически, и психологически. Что касается экстрима, Северная Европа - территория спокойная и, как нам показалось, безопасная, порой даже скучная. Экстремально не само путешествие, а решение отправиться в незнакомые страны и первый “стоп”. Кстати, Амстердам я все-таки увидел, но на следующий год. Я со своей девушкой снова рванул в Европу. Очень быстро пересекли Швецию и Финляндию, остановились ненадолго в Германии. А потом Нидерланды. В городе свободы увидели все, что нужно увидеть. До запланированного Парижа не добрались. Может, в следующий раз?

№34 (354), За порогом

Previous post Next post
Up