Просто Катя

Sep 29, 2006 17:42


Анна КАШИНА

Розовый цветок георгина на картине превращается в водяную лилию, лягушка списана со статуэтки, как и пестрая утка. Толстые, жирные мазки еще не высохли. Художник снимает картину с мольберта и уносит в другую комнату.
- Катерина Ивановна, сколько времени рисовали эту картину?
- Два часа и всю жизнь, - с улыбкой отвечает она.
Катя Медведева - известный современный художник. Семь лет назад она переехала в Касимовский район. Живет в деревне, на берегу реки, в домике, окруженном облепихой и яблонями. Она пишет картины, которые расходятся по всему свету.

Внучка Кулачки и нищей
В 1939 году в семье Медведевых родилась девочка. Если бы предсказали Ефросинье Ивановне и Ивану Афиногеновичу, какая судьба ждет их ребенка, те, наверное, не удивились бы. Потому как, говорит Катерина Ивановна, сами были большими оригиналами.
Коллективизация в Донецкой области в период построения социализма проходила, как и везде: не желающих отправляли в ссылку или расстреливали. Мать Кати в колхоз идти не хотела. После выступления против нового уклада “кулачку” посадили в сарай под замок. Даже к смерти не дали подготовиться, с родными проститься. Только и сказали: завтра расстреляют. Вместе с односельчанкой, тоже причисленной к врагам народа, Ефросинья весь вечер и ночь делала подкоп. Домой зашла ненадолго - арестованных могли спохватиться. Забрав двоих дочерей, бывшая “кулачка” подалась в бега.
Остановились они только в Белгородской области. В городе Шахты Ефросинья вышла замуж за Ивана Афиногеновича Медведева.
Иван из-за болезни глаз не переносил солнечного света, не мог работать там, где требовалась физическая сила. На хлеб он зарабатывал чтением молитв, Библию знал наизусть. Сын профессиональной нищей и бывшая “кулачка” поженились.
Семья перебивалась случайными заработками: отец читал, бабушка просила подаяние, а мать обменивала на хлеб купленную в городе текстильную краску. Так жили и во время войны. А в голодном 1946 году вся семья отправилась в товарном вагоне в Азербайджан. Там в тесном холодном подвале от малярии умерла мать. Отца не стало за два дня до смерти жены. Добрые люди отвели Катю в детдом.

Родилась в 40 лет
После детдома Катерина Ивановна поступила в ФЗУ учиться на ткачиху. Потом замужество, рождение дочери Иры. Мужа, тоже бывшего детдомовца, приходилось везде водить “за руку”. Все заботы о дочери, доме, пропитании легли на Катю. На четвертом году совместной жизни от безысходности Катя подала на развод. Вместе с дочерью она стала жить в Кисловодске. Этот город - первая точка на творческой карте художницы Кати Медведевой. Там у тридцатидевятилетнего человека, не имевшего никакого художественного образования, вдруг проявились способности к рисованию. В Кисловодске Катерина Ивановна работала реквизитором в народном театре, а вечером убиралась в изостудии. Как-то, когда уже все разошлись, Катя с тряпкой и ведром воды приступила к работе. Неожиданно она подошла к мольберту и начала рисовать. Дома Катя попросила у дочери краски и кисти. С тех пор в съемной квартире Медведевых пахло краской.
А ту первую картину, которую Катя нарисовала в изостудии, утром обнаружил художник Анатолий Морев. Взял и на стену ее повесил, как лучшую. Думал, кто-то из учеников нарисовал. Узнав, что это Катина работа, помощь в развитии способностей не предложил. “Вы и так талантливы. Рисуйте. Учиться ни у кого вам не нужно”, - сказал он Медведевой.
Через несколько месяцев Морев помог Катерине Ивановне организовать выставку. Анатолий Николаевич успокаивал ее, когда Катя в слезах пришла к нему. На страницах книги отзывов красовались надписи: “Да как не стыдно в таком возрасте рисовать, как четырехлетнему ребенку!” - возмущался посетитель. “Радоваться должна. Это он тебе лучший комплимент сделал. Не каждый может быть ребенком в 39 лет”, - успокаивал ее Морев.

Картина для Шагала
Родное село Голубино, Старый и Новый Оскол, Старая Ладога - там где появлялась Медведева, везде вспыхивали бунты местного значения. Художники от партии, изображавшие на своих полотнах бравых комсомольцев и великие стройки, возмущались непосредственностью Катиных работ.
Норберту Кухинке о художнице рассказали искусствоведы. Российским зрителям журналист Кухинке запомнился по роли в фильме Г. Данелия “Осенний марафон”. Норберт с женой Катей стали коллекционерами работ Медведевой, помогли ей организовать первые зарубежные выставки. Как вспоминает Катерина Ивановна, перед началом выставки, где они познакомились, у нее был рубль, а через полчаса 360. Весь немецкий дипломатический корпус приехал посмотреть на ее работы. Кухинке тогда купили две картины. “Катя Кухинке сказала, что завтра улетает в Париж к Марку Шагалу. Я уже знала этого художника. Не поверила, что можно вот так просто побывать в Париже и встретиться с ним. Но картину для него подписала”, - рассказывает Катерина Ивановна. Из Франции Кухинке привезли подписанный Шагалом альбом его работ. “Катя - русский талант со своим почерком. Она так же чувствует цвет, как и я”, - сказал Марк Шагал.

Чудная москвичка Семь лет назад Катерина Ивановна, устав от тесноты и духоты московской квартиры, в которой жила с семьей дочери, купила домик в Касимовском районе. Говорит, это судьба. Было время, когда она жила на улице Есенина, а теперь поселилась на его родине. Есенина Катя постоянно читает, изучает.
В деревне ее считают чудачкой. Ну кто станет такую ораву кошек и собак держать! А Катя и не “держит”, живность эта сама к дому прибивается. Они все пришлые, брошенные, не гнать же их. Вот и прикармливает четвероногих Медведева.
Детям рассказывают, что есть у нее шелковая комната. Деревенские приходят на ее картины смотреть. Не все понимают такую живопись - уж очень проста. Катя про свою манеру письма говорит так: “Живопись - это эмоции. В искусстве важен результат, а какими средствами он достигнут, не важно”. Рисует Медведева маслом и акварелью, тушью, гуашью. На холсте, оргстекле, картоне, ткани. Вот картину из серии “Балет” на зеленом бархате нарисовала. Получилось, будто и в самом деле балерины на фоне кулис танцуют. Еще Катя любит рисовать ангелов. Они у нее вроде людей, только с крыльями. Как-то один художник, посмотрев медведевского ангела, сказал: “Не похож”. “А ты его видел?” - ответила Катерина Ивановна.
Спросила, как она к современным художникам относится.
- Меня часто на телевидение к Андрею Малахову приглашают. На одной из передач у Никаса Сафронова спросили, чьим именем можно продолжить список фамилий современных художников: Шилов, Глазунов. “Бога”, - ответил он. Я боюсь таких людей. Мне кажется, есть интересные художники со своим стилем, например, Сутягин и Шевченко.
Выставки в Японии, Франции, Музее изобразительного искусства имени Пушкина и Государственной Думе, в Русском музее. Зимой к ней приезжали журналисты из агентства “Рейтер”, под Новый год давала интервью Севе Новгородцеву, а недавно Казанская киностудия снимала о Кате документальный фильм. Удивительно, как при таком режиме она еще и картины пишет. Мечтает художница открыть частную школу искусств для детей.
За ночь, после разговора, Катя нарисовала картину на ткани. Она всегда ночью рисует. Подписывает художница картины просто. Так же, как и представляется при знакомстве: “Катя Медведева”.

№26 (346), Персона

Previous post Next post
Up