Анна Кашина
12 сентября завершился Международный фестиваль кукольников “Рязанские смотрины”, продолжавшийся пять дней. Каким же был кукольный марафон, какие впечатления остались от него?
Неправда, что кукольные спектакли - детские. На фестивале перевес был в сторону взрослых постановок. Куклы растут и не боятся браться за классику. “История одного города” по Салтыкову-Щедрину, “Бобок” по Достоевскому, “Чайка” Чехова - все в лучших традициях. Но и маленьким зрителям было что посмотреть. Удивительное чувство возникает у взрослых после детских спектаклей. Тетям и дядям интересны сказки и волшебные истории про деревянных человечков, ожившие игрушки, говорящих животных и прочие чудеса. Почему? Да потому, что они на таких спектаклях в детство впадают. Да-да, смеются громче своих чад над незадачливыми героями и переживают за персонажей, оказавшихся в сложной ситуации. У детских спектаклей нет возраста. Причина в том, что взрослые видят в них свою взрослую жизнь, только спрятанную от взглядов малышей. Вот одна фраза из спектакля Рязанского театра кукол “Авдотья Рязаночка”: “Вы не смотрите на то, что они у нас странные. Все игрушки у нас иностранные”. Передвижная лавка, в которой продаются бусы и куклы, становится сценой на колесах, а торговка - сказочником: актуально и оригинально, весело и необычно.
Театр из Вильнюса со смешным названием “Lele” создал спектакль-метафору: смотришь - и как будто коды со сцен снимаешь. Только шифры эти простые, даже ребенку понятные, даром, что спектакль идет на литовском языке. Сказка В. Одоевского “Городок в табакерке” о семейном разладе, мама и папа ругаются, ребенку грустно. Чудесная музыка, которая когда-то играла в музыкальной шкатулке, умолкла. А что было бы, если бы она вновь зазвучала? Аллегоричны образы всех героев сказочной истории: люди становятся механическими аппаратами. Швейная машинка и приоткрытая створка гардероба - мир мамы, круг интересов папы - пишущая машинка, а мальчик крутит педали своего велосипеда и изучает тайный мир механических чудес. Иной по жанру спектакль “Небыландия” по пьесе “Питер Пэн” Театра кукол г. Белосток (Польша). В нем нет метафорических образов, важнее действие. Вся история будто происходит в детской: мама и папа изображают пиратов, пупсы - команду мальчишек Питера Пэна. Сам главный герой - вечный ребенок, не желающий взрослеть, все-таки вырос. Заматеревший подросток смотрелся неестественно на фоне своих кукольных собратьев. Правда, самих кукол в постановке немного.
11-й фестиваль ударил живым планом. Куклы терялись за своими партнерами. Девица донья Росита из одноименного спектакля Курганского театра “Гулливер” “дружила” с безглавой статуей. Трагическая история вечной любви в исполнении одной актрисы была затянута, а метание несчастной героини по сцене, страстно желающей выйти замуж, не вызывало сопереживания. “Феминисток на вас нет”, - думалось во время просмотра.
На спектакле “Бобок” было не до смеха. Трупный запах, вид разлагающихся тел и прочие “радости” могилы - не для слабонервных. В мистической фантасмагории по мотивам рассказов Ф.М. Достоевского играли люди, во втором акте вышли куклы. Острота спектакля - в честной и ироничной игре актеров. Сумасшествие на фоне быстроты человеческой жизни, размышлений о ее смысле -постановка раскрывала несколько идей. Исповедь мертвецов звучит зловещим приговором людским порокам. О пороках и спектакль Государственного академического театра имени С.В. Образцова “Странная миссис Севидж”. Престарелую маму дети помещают в клинику для душевнобольных. Они считают ее сумасшедшей, потому что миссис Севидж тратит деньги на всякие, как им кажется, глупости, повсюду ходит с игрушечным мишкой. (Роль миссис Севидж исполняла народная артистка СССР Вера Васильева). Дети больше не готовы мириться с такими странностями и делить с “безумной” матерью отцовские деньги. Оказавшись в клинике, миссис Севидж знакомится с другими пациентами и узнает историю каждого. Душевнобольных играют куклы, мир меркантильных и циничных героев представлен людьми. Такое разделение - часто используемый в кукольных спектаклях прием. Но как называть отсутствие “кукольных” сцен в некоторых спектаклях? Например, “Камертон” Ярославского театрального института интересен, пластичен, но не подходит для этого фестиваля. В спектакле заняты только “живые” актеры. На “Рязанских смотринах” главные актеры - куклы, в этот раз их явно недоставало.