Большая бешеная птица

Sep 28, 2007 11:41


Анна Кашина
“Молодежная среда” продолжает публикацию цикла материалов о номинантах конкурса “Семь чудес Рязанской области”.
Напомним, что рассказ о своем чуде можно отправить на сайт управления туризма Рязанской области http://www.rtourism.ru или по адресу г. Рязань, ул. Завражного, д. 5, а проголосовать за номинантов - на сайтах http://www.taganok.ru и http://www.
r-active.ru. “МС” также ждет рассказы своих читателей.

Брыкин Бор
В Спасском районе на берегу извилистой обманчивой Пры расположена центральная усадьба Окского биосферного государственного заповедника - поселок Брыкин Бор. Высокие сосны и ели, многолетние дубы, овражки, песчаные обрывистые речные берега прельщают множество туристов и тех, кто смог вырваться из города. Но не только природными богатствами знаменит “Брыкочка”, как ласково называют его местные жители. Почти тридцать лет назад здесь был основан питомник редких видов журавлей. Вольеры с птицами находятся прямо за зданием усадьбы. От центра, словно лучи, расходятся сектора, в них и живут редкие птицы семьями или поодиночке. Зимой они прячутся в теплых домиках, а в остальное время гуляют в вольерах. В питомнике собраны уникальные виды, в природе они редкость. Известно, что, например, стерхов в неволе осталось не больше двухсот особей. А здесь можно увидеть белую птицу, полюбоваться ее грацией и, если повезет, послушать рассказ об этом виде журавлей от сотрудников питомника. Рождаются стерхи в тундре и лесотундре, с наступлением холодов подаются на юг. От родного гнезда до конечной остановки проделывают огромный путь, не всегда долетают до места. Стерхи - желанная добыча для охотников. В питомнике они находятся под присмотром орнитологов, заботливых и преданных. Ведь для многих питомцев заповедника человек - их воспитатель. Людям часто приходится заменять птенцам родителей. Птенцов кормят из специальных приспособлений, учат жить в вольерах и даже летать. Ну разве не чудо? Есть здесь и другие виды журавлей: даурские, красавки, японские, серые - их тоже растят в неволе. Знаменит Брыкин Бор и другими своими обитателями. Питомник чистокровных зубров находится недалеко от “птичьего двора”. Посмотреть на мощных животных может любой посетитель. Прямо за сеткой разгуливают взрослые зубры и телята. Весной эти мохнатые коровы линяют. Шерсть свешивается клоками, животные подходят к ограждению, чтобы почесаться об него. Зубры - редчайшие животные, совсем недавно вид был на грани исчезновения, но благодаря усилиям работников питомника по их разведению популяция пополняется. Знаменит Брыкин Бор и другими “жителями”. В этих местах находится крупнейшее в Европе зимовье ужей. С остальными обитателями здешних лесов и рек можно познакомиться в музее природы, который находится в поселке.

Господин подземелья
Мрачные события творились на касимовской земле в конце XVIII столетия. До сих пор жители поселка Гусь Железный хранят память о тех временах, о жестоком помещике и его преступных деяниях.
Андрей Родионович Баташев - крупный магнат, предприниматель. Он был любимцем Потемкина, многоженцем, выращивал ананасы и разбойничал в окрестных лесах, а еще входил в тайную ложу масонов - в общем, человек был преинтереснейший. По сей день сохранились постройки его усадьбы, которые свидетельствуют о силе и мощи этого человека.
Владелец крупного оружейного завода в Туле, Андрей Родионович по протекции Потемкина получает от императрицы поместье. Где? Выбирать ему. Облюбовал он землю близ Касимова, глухую лесную сторону. Огромные неприступные владения начал возводить Баташев, приехав в эти места. Не дом, а крепость строили рабочие для своего хозяина. Остатки каменной стены сохранились, как и развалины хозяйственных построек. Есть свидетельство, что у помещика имелся свой личный полк в полторы тысячи человек. Замок миллионера Баташева постоянно был наполнен гостями. Для них он создал настоящую индустрию развлечений: театр, павильоны, оранжереи, в которых выращивали экзотические растения, беседки, одна из которых называлась “павильоном любви”. В ней хозяина и его гостей развлекали дворовые девушки, переодетые нимфами и баядерками. Неудивительно, что после таких вечеров девушки домой не возвращались, предпочитали утопиться в ближайшем пруду. Только на один год Андрей Родионович оставил бурные развлечения, когда женился на молоденькой дочке помещика-соседа. Это была его вторая жена. Первая после свадьбы мужа осталась жить в усадьбе. Как говорят, жены между собой не ссорились и мужу не докучали.
Его третья жена, вдовая барыня из Санкт-Петербурга, была под стать мужу, любила развеселые застолья, выезжала на охоту и пиры. В жестокости она ему не уступала. По воспоминаниям местных жителей, чьи прапрадеды работали на Баташева, посреди усадьбы находился столб. Провинившихся привязывали к нему и по нескольку дней морили голодом, при этом всячески истязали. Тут же проходили бои с медведем, его Андрей Родионович держал для развлечения. После таких “потех” люди барина убирали тела замученных дворовых и крестьян. По огромному парку баташевской усадьбы можно прогуляться и сейчас. Говорят, что раньше деревья в нем были хилыми и низкорослыми. Местные жители объясняли: это от слез и крови замученных здесь людей. Но есть и другое мнение: вся усадьба изрыта подземными ходами, поэтому и не хватало деревьям питания. С подземельями связано много гусевских легенд. Вот одна из них.
Дьявольская жажда деятельности не давала хозяину усадьбы наслаждаться властью, своими миллионами и расположением к нему императорского двора. Он хотел большого дела. Однажды в селении, что находилось близ крепости, появились пришлые люди. Три сотни рабочих было нанято в усадьбу, для них даже слободу основали. Селяне видели только половину работников, остальная всегда отсутствовала. Что делали рабочие в поместье, долгое время оставалось загадкой. Только известно было, что уходили они ночью, и выследить их никто не мог - подойдя к башне у стены парка, таинственные рабочие как будто растворялись. Но концы все же нашлись. Любопытная зазноба одного рабочего долго выпытывала у него, куда он и его товарищи исчезают по ночам. Молодой рабочий все рассказал девушке. И скоро по округе пополз слух, дескать, в темных подземельях баташевской усадьбы день и ночь чеканят монеты. Говорили это тайком, шепотом, чтобы, не дай бог, какой недобрый человек не услыхал. Но у “зверя”, как называли Баташева, слух чуткий. Вскоре и он прослышал про молву. В одну ночь пропали все рабочие. Что с ними стало - доподлинно неизвестно. Передается из уст в уста предание, будто люди, проходившие рядом с усадьбой, слышали слабые стоны медленно умиравших от голода чеканщиков.
Дикий нрав господина, а с этим его статусом вынуждены были мириться светские и религиозные власти, с годами не ослабевал. Купцы неоднократно жаловались на набеги разбойников, орудовавших в этих местах. Описания лихих людей были странными, грабители имели прекрасное вооружение и амуницию, лошадей. Многие стали догадываться, кто прячется за “черной личиной”. Чем дальше, тем опаснее стало проезжать по Муромскому тракту. Не только торговые люди, но и помещики подвергались налетам, правда, благородных людей разбойники оставляли в живых. Никто, даже петербургские сановники, приезжавшие домой раздетыми и разутыми, не могли найти управу на самодура. Неизвестно, сколько продолжалось бы его самовластие, если бы не произошло событие, повлиявшее на устройство всей страны. Несмотря на то, что покровитель Андрея Родионовича князь Потемкин умер, к Баташеву по-прежнему благоволили. Но со смертью Екатерины все круто изменилось. Власть меняется - головы с плеч летят. Кто раньше находился в фаворе, при Павле был сброшен с пьедестала. Вскоре стали подбираться и к гусевскому “зверю”. Узнав, что из Петербурга к нему послана проверка, помещик совершил последнее злодеяние. Монетный двор в его усадьбе продолжал работать. Накануне ревизии чеканщикам объявили, что назавтра всех отпускают по домам. Ночью радостные работники скрылись в подземелье. Больше их никто не видел. Говорят, Андрей Родионович сам задвинул засов на двери. Проверка ничего не обнаружила. Умирал грозный барин дома в окружении жен и детей, но так и не сказал, кому оставляет миллионное состояние.
Поселок Гусь Железный хранит живые свидетельства жизни Баташева. Вторую часть названия, Железный, дал чугунный завод, принадлежавший Баташеву. После его смерти была построена Троицкая церковь. Грандиозное сооружение видно издалека, это центр большого поселка. А рядом с церковью парк, в котором и сейчас можно увидеть остатки оранжерей и разрушенные стены барской усадьбы. Легенды о подземных ходах по-прежнему живы: иногда появляются слухи, будто обнаружен вход в подземелье. Но о том, что кому-то удалось пройти по нему, ничего не известно. Как и о том, какой из многочисленных историй о Баташеве можно верить.

“Чудесное” продолжение читайте в следующих номерах “Молодежной среды”.

За порогом, №29 (390)

Previous post Next post
Up