Рынок автозапчастей и компонентов. Эссе.

May 21, 2018 15:31


1. Оценка ёмкости рынка АЗЧ OE и Aftermarket* в РФ за последние 5 лет

(*) В контексте, под АЗЧ Aftermarket понимаются неоригинальные запчасти, оборачивающиеся на вторичном рынке АЗЧ.

Согласно открытым данным агентства Автостат, динамика рынка вторичных легковых автозапчастей и компонентов в России на периоде 2007-2016 имела следующий вид:



Из приведенного графика следует, что ощутимые спады объемов данного рынка приходятся на год, следующий вслед за годом зримого проявления кризиса, так падение объемов в 2009 году, согласно приведенным данным, относительно 2008, составило 9,5%, 2015 относительно 2014 - 17,39%, причем, если после 2009 года рынок быстро восстановился и продемонстрировал ощутимый рост уже в 2010, и, фактически, вернулся на предшествующую траекторию роста, то в 2016 падение продолжилось, хотя и значительно замедлилось.

Для прогноза емкости рынка в 2017 году необходимо упомянуть факторы, определяющие его объем и их динамику. На объем вторичного рынка АЗЧ оказывают влияние следующие фундаментальные факторы:

- количество эксплуатируемых автомобилей

- возраст автопарка

- реальные располагаемые доходы населения

Иногда, в качестве действующего фактора рассматривается динамика цен на автозапчасти, однако, эта динамика является скорее реакцией рынка на изменение спроса, вызванное общей экономической ситуацией.



Первые два фактора являются определяющими для оценки объема вторичного рынка автозапчастей. Третий фактор является действующим как для автомобильного рынка, так и для вторичного рынка автозапчастей, причем, предположительно, он может действовать на этих рынках разнонаправленно, т.е., при определенном стечении обстоятельств, можно предположить, что при снижении реальных располагаемых денежных доходов, вторичный рынок АЗЧ будет расти, при одновременном падении рынка новых автомобилей.

Проверим, имела ли место такая ситуация на наблюдаемом периоде - росли ли продажи АЗЧ в денежном выражении при снижении реальных располагаемых доходов.

График динамики вторичного рынка автозапчастей, совмещенный с графиками динамики реальных располагаемых доходов в рублевом и долларовом выражении будет выглядеть следующим образом:



Уровень продаж новых автомобилей, как следует из приведенного графика, в 2016 году достиг исторического минимума на наблюдаемом периоде. Предыдущий минимум пришелся на 2009 год, в этом же году, по данным Автостата, на периоде 2007-2011, был достигнут минимум доли первичного рынка АЗЧ и его минимум в денежном выражении - 22% и 4,35 млрд. USD, соответственно.

Таким образом, в 2016 году мы можем с высокой долей достоверности оценить долю первичного рынка АЗЧ в 20-21%, что в денежном выражении, основываясь на данных Автостат по вторичному рынку, составит примерно 4,7 млрд. USD:

В 2017 году отмечался некоторый рост продаж новых автомобилей на отдельных месяцах, поэтому есть основания предполагать, что в денежном выражении объем первичного рынка АЗЧ, по крайней мере не упадет, а в сочетании с тем, что вторичный рынок скорее всего не вырастет значительно, распределение долей, примерно, сохранится на уровне 20/80 - 25/75.

Ассортиментно, наиболее значительную долю в продажах автозапчастей, компонентов и технических жидкостей занимают шины, масла и детали подвески. В денежном выражении, на шины приходится до 15% рынка, на детали подвески до 10%.

Конкуренция на рынке АЗЧ в России достаточно высока, хотя рынок еще сравнительно фрагментирован - помимо крупных федеральных и региональных игроков оптового и розничного рынка АЗЧ, к которым могут быть отнесены Армтек, Москворечье (+Смартек), Росско (+Колесо Фортуны), Шате-М, Берг, Профит-Лига (+Форум-Авто), АвтолигаЛВТ, Тисс, Emex, Autodoc, Exist, остается достаточно места для более мелких операторов.

Структура собственности крупнейших игроков отличается довольно высокой сложностью, функциональные направления бизнеса часто выносятся в отдельные юридические лица, то же нередко делается в отношении территориальных подразделений. Есть примеры, когда в конечном итоге владение основной долей в бизнесе замыкается на юридическое лицо в оффшорной юрисдикции (чаще всего Кипр). В связи с этим, а также по причине отсутствия среди этой группы игроков публичных компаний, обязанных раскрывать отчетность, оценка объемов продаж, приходящихся на ту или иную торговую группу представляет практически неразрешимые трудности. Однако, наличие среди перечисленных операторов Emex, Autodoc, Exist, осуществляющих продажи, в значительной степени он-лайн, через уникальные интерфейсы, позволяет объективизировать данные, по крайней мере по ним.

3. Оценка основных трендов в торговле автозапчастями OE и Aftermarket за последние 5 лет

На долю OE, на вторичном рыке автозапчастей приходится, по данным последних двух лет, порядка 20% в количественном выражении, и до 25% в денежном. Есть основания считать, что в связи с текущей экономической ситуацией, а также ростом числа производителей и упаковщиков и их ассортимента, данная пропорция будет все более смещается в пользу производителей Aftermarket.

В денежном выражении, на текущий момент емкость рынка автозапчастей Aftermarket может быть оценена, примерно, в 15 миллиардов USD, и имеет предпосылки роста, причем, рост в натуральном выражении заметно опережает рост этого сегмента в денежном, и эта тенденция, скорее всего, будет усиливаться, на фоне старения отечественного автомобильного парка.

Как уже упоминалось выше, распределение долей между первичным и вторичным рынком АЗЧ определяется, прежде всего, динамикой продаж новых автомобилей. В свою очередь, общий объем рынка АЗЧ фундаментально определяется совокупной численностью автопарка. В последние годы - 2014-2016, в России наблюдался крайне незначительный рост парка легковых автомобилей YoY, можно сказать, что парк автомобилей в 2015 году не вырос, относительно 2014 - 40,9 миллионов вс 40,8 миллионов машин (Автостат). На конец 2016 года, правда, Автостат насчитал уже 41,6 миллиона легковых автомобилей, однако, во-первых, данный прирост, все равно, существенно меньше среднегодового на периоде 2008-2014, а во-вторых, сама эта цифра вызывает некоторые сомнения - прирост 2014-2015 в 100 000 машин, при продажах новых в 2015 в 1,6 млн. единиц, и прирост в 700 000 единиц на периоде 2015-16, при падении объема продаж до 1,4 млн. новых автомобилей.

Таким образом, с указанными оговорками, никаких фундаментальных предпосылок для роста общего объема рынка АЗЧ, при проецировании на 2017 год, период 2014-2016 не содержит.

4. Оценка основных тенденций в online retail автозапчастей и компонентов. Выявление основных драйверов роста в каждом сегменте

Исторические данные по трафику за два года (июль 15-июнь 17) крупнейших игроков  рынка on-line retail АЗЧ Exist.ru, Emex.ru, Autodoc.ru показывают, что совокупный трафик этих трех площадок демонстрировал заметный общий рост, при стагнации у Exist.ru. Это, в сочетании с интерпретацией трафика, как индикатора выручки, генерируемой сайтом, позволяет сделать вывод, что, даже на стагнирующем или падающем рынке, он-лайн продажи способны демонстрировать абсолютный рост. Причины такой ситуации кроются, прежде всего, во все возрастающем перетекании продаж АЗЧ из офф-лайн в он-лайн.

Отдельно стоит отметить, что даже для этих трех участников рынка мы можем выделить пример отсутствия явной тенденции роста (exist.ru) и два примера, где такая тенденция вполне зрима. Такая картина может быть объяснена внутренними техническими и организационными неурядицами последнего года в exist, вызвавшими, в т.ч., переток трафика и заказов в пользу конкурентов.

В условиях растущей конкуренции, говорить об отдельных драйверах роста в сегменте он-лайн продаж затруднительно. Наиболее привлекательным предложением для пользователя здесь будет то, которое будет отвечать сразу всему комплексу его требований - адекватная, близкая к нижней рыночной, цена, ассортимент, избыточность сервисного предложения, актуальность и полнота информации.

Избыточность сервисного предложения следует понимать, как возможность не только предоставлять все известные рынку сервисные функции для покупателя, но и гарантии их качества по, например, параметрам - доступная скорость выполнения заказов, удобство их получения (включая доставку до порога) и их расширение за счет генерации и реализации новых, ранее не известных рынку и покупателю, но, предположительно, могущих быть востребованными сервисных функций, в наибольшей степени выявляющих ключевые компетенции игрока.

Характерной особенностью он-лайн продаж АЗЧ является, также, конкуренция за трафик. При этом, следует отметить, что по данным Яндекс (СРС, у.е.),



стоимость трафика в контекстном канале растет, эти данные можно экстраполировать на весь трафик, по крайней мере в платных каналах, т.е., стоимость привлечения трафика, и доля расходов на него в неизменном среднем чеке, также, будет возрастать:

Таким образом, совершенно необходимой задачей становится увеличение среднего чека, для сохранения доли маркетинговых расходов на приемлемом уровне.

Увеличению среднего чека может способствовать расширение ассортимента за счет новых товарных групп, лишь опосредованно связанных с АЗЧ. Такая ассортиментная диверсификация, также, может способствовать снижению стоимости привлечения трафика.

5. Оценка прогноза изменения рынка торговли автозапчастями на 5 лет (2018-2022) - Общий для рынка, - Отдельно доля online"

Общий прогноз для рынка будет зависеть от общей экономической ситуации на периоде. Пока, наиболее реалистичные прогнозы предполагают длительный период стагнации, без серьезного роста или падений, однако, такая ситуация на длительной перспективе не сулит ничего хорошего рынку АЗЧ в целом. Тенденция укрупнения игроков прослеживалась в уже истекшем периоде - Москворечье и Смартек, Росско и Колесо Фортуны, Профит-Лига и Форум-Авто, скорее всего, не полный список примеров такого рода. В результате укрупнений достигаются сразу две цели - снижение конкуренции и получение дополнительных ресурсов (хотя и сопряженное с возрастанием рисков). Логично предположить, что эта тенденция будет иметь продолжение и в будущем, когда длительное отсутствие значимого роста объема рынка просто не оставит игрокам других возможностей собственного масштабирования.

Наиболее вероятно, что динамика роста рынка АЗЧ, при означенном сценарии не будет превышать нескольких процентов в год, т.е., будет находиться в районе 20 млрд. долларов для вторичного рынка.

В Он-лайн ситуация существенно иная. Фактически все сегменты он-лайн рынка, не только АЗЧ, несмотря на кризисные проявления, падение общего рынка ритейла и последующую стагнацию, согласно данным, например Data Insaight, не прекращали роста (в рублевом выражении, в долларовом было существенное падение в 2014 году).





Такая картина обусловлена, прежде всего, перетеканием покупателей из офф-лайн магазинов в покупки он-лайн, а также развитием омниканальности у крупных ритейлеров - возможности делать заказ он-лайн, совершая покупку уже непосредственно в торговом зале, или наоборот, выбирая товар в торговом зале, а покупая он-лайн, с доставкой и в других представимых сочетаниях взаимодействия в он-лайн и офф-лайн каналах.

Вышеприведенные трафиковые графики по Exist, EMEX, Autodoc иллюстрируют, что в сегменте АЗЧ, на падающем общем рынке, вполне возможен значимый рост, как за счет конкурентов, так и за счет роста доли интернет-пользователей, совершающих покупки он-лайн.

Экстраполируя приведенные цифры на будущие периоды можно предположить практически удвоение общего объема он-лайн продаж АЗЧ до 2022 года.

В абсолютный цифрах, объем рынка Automotive Aftermarket eRetailing в России, по данным Frost&Sullivan (слуайно подсмотренным), в 2015 году составил 0,62 млрд. долларов, или в пересчете по среднегодовому курсу, 38 млрд. руб. (что не может не вызвать вопросов к качеству исследования). Оценка рынка из цитировавшегося отчета Data Insight составляет 48 млрд. руб. в 2016 году (обратным счетом, их оценка для 2015 года составит 39 млрд. руб. - рост в 16-м году на 24%, т.е., очевидно, что данное исследование, с учетом погрешности в вычислениях, по крайней мере сверялось с данными Frost&Sullivan, и, так же, не может служить сколько-нибудь надежным источником абсолютных цифр).

Экспертная оценка нижней границы объема рынка он-лайн продаж автозапчастей в России, базирующаяся на анализе трафиковых показателей основных он-лайн ретейлеров АЗЧ, составляет 1 млрд. USD, или порядка 60 млрд. руб. для 2016 года, таким образом, удвоение рынка за ближайшие 5 лет (при допущении отсутствия роста в 2017) сдвигает эту границу выше 100 млрд. руб., или к 2 млрд. $ по текущему курсу.

6. Оценка макроэкономических факторов, влияющих на рынок

К макроэкономическим факторам, оказывающим прямое экономическое воздействие на рынок АЗЧ, следует отнести динамику курса рубля к доллару и реальных располагаемых доходов населения. Эти два фактора можно свести к одному, что мы уже сделали выше - к реальным располагаемым доходам населения в USD. Этот фактор косвенно определяет объем продаж новых автомобилей, что, в свою очередь определяет динамику возраста автомобильного парка и его численность.

На текущий момент, невозможно спрогнозировать положительной динамики роста упомянутых доходов населения, скорее, они либо сократятся, либо останутся на том же уровне на горизонте, по крайне мере 2 лет.

Тенденцию могли бы переломить государственные программы по стимулированию автомобильного рынка, потенциально имеющего возможность популяционного роста - показатель числа автомобилей на 1000 населения в России, по-прежнему, находится на весьма низком уровне и, даже снижался в последние годы. Для некоторых регионов, например, для Москвы, тренд на снижение числа автомобилей на душу населения прослеживается с начала 10-х годов. На этом фоне, недостаточные монетарные программы по стимулированию авторынка вступают в противоречие с внеэкономическими мероприятия местных властей, направленные на сокращения числа автомобилей в городах. Т.е., скорее всего, эти разнонаправленные действия скомпенсируют друг друга, и не дадут увеличения динамики роста автомобильного парка, а, значит, и роста продаж АЗЧ.

С другой стороны, старение автомобильного парка, в какой-то момент должно оказать положительное воздействие на рост продаж вторичных АЗЧ. В сочетании с экономической стагнацией, это выльется в смещение спроса к бюджетному ассортименту, отечественным полностью локализованным заменителям, буде они появятся на рынке в значимом количестве. Кроме того, отсутствие позитивной динамики доходов населения будет оказывать давление на цены во всем спектре АЗЧ на вторичном рынке, в т.ч. OE, т.е., доходность бизнесов, даже при сохранении издержек на текущем уровне, в данном сценарии будет падать. Контрмерой может служить снижение издержек на реализованную единицу товара в сочетании с ростом продаж через увеличение доли рынка.
Previous post Next post
Up