История завода 62 ГВФ (ТМЗ) и канала доставляет, конечно (63-го завода эта эпопея с каналом коснулась опосредованно). Неразбериха, возникшая от того, что захотелось и плыть, и летать, да еще в одном месте, да еще трасса по которой плыть по ходу строительства уточнялась, была достаточная. Отводящий канал №305 проложен почти точно по середине рабочего поселка завода.
Канала еще нет, снято, похоже, от "красных корпусов":
Чудо, что капитальные дома, «красные корпуса» и семиэтажный «дом с гастрономом», оказались вне зоны отчуждения. Те бараки рабочего поселка (это, кстати, не лагерные бараки, в них жили рабочие и прочее «гражданское» населения поселка, а затем города), что стояли ближе к «красным корпусам», пришлось укоротить. Нетронутыми остались лишь бараки по южному берегу канала (некоторые сохранялись до 70-х, когда были построены башни по Малой Набережной, к востоку от ул. Свободы, за д. 24 по последней).
Также, пришлось отрезать кусок территории завода - стоявшее у трамвайного круга у Восточного моста до 80-х годов здание относилось к заводу. Вот оно, у круга, в правом нижнем углу на фото 1959-60 годов.
Сегодня, ориентируясь на местности, следует помнить, что старый круг и частично трасса рельс при съезде с Восточного моста, заметно отличались от сущестующих ныне.
Территория по которой проходит нынешняя ул. Лодочная (Молотова, Спортивная) тоже была заводской. Автохозяйство (возможно созданное на месте разгрузочного тупика узкоколейки, построенной в апреле 1932-го), также, оказалось за урезанной территорией завода.