Хотя "Причуды одной блондинки" сняты по рассказу де Кейроша, кажется, что это экранизация Касареса или Кортасара. Неторопливое скупое повествование, минимум визуальных средств, неподвижная камера. Не самая оригинальная история любви двух молодых людей, вызывающая в памяти сотни точно таких же историй, от Лопе де Вега до Яна Потоцкого.
Но в этой неоригинальной аскетичной неподвижности есть что-то нереальное, тревожное, прохладное, бунюэлевское, и кажется, что сейчас вот приоткроется где-то сбоку стена старинного дома, или провиснут потрескавшиеся двери желтого шкафа, или сместятся тени в темной спальне, и там окажется - что? Лысый мужчина в бантике и голубом платьице? Одноглазая любовница дога? Старичок на четвереньках, мяукающий на восток?
Все проще, и реальней, и обыденней. Человеческие чувства - пыль, песок, причуда. У каждого в поезде медленно проверят билеты, и состав, как в самом первом фильме, по расписанию прибудет на назначенную станцию.
Де Оливейре, когда он снял эту часовую новеллу, был 101 год. Он наверняка все уже знает. И уж совершенно точно он знает, что именно на этом свете не имеет никакого значения.