По рассказам очевидцев, в самой красивой на свете стране Норвегии живет персонаж, называемый смешным словом хюльдра. Это девушка с гор, которая мирно пасет коров и изредка спускается в лежащие в низинах деревни. Отличается она невероятной красотой, изяществом и певучестью, и потому увидевший ее мужчина немедля теряет разум, семью и одежду, и отправляется с ней наверх пасти коров. Девушка она, как правило, ласковая и приветливая, но для обидчиков может обернуться склочной лохматой толстухой. Отличий от обычной женщины, как видим, почти не наблюдается, однако под юбкой хюльдры скрывается коровий хвост. Орган не самый необходимый для женщины, и те же очевидцы уверяют, что если с ней обвенчаться, то хвост обязательно отпадет и может безвредно использоваться в быту.
Кладезь информации о хюльдре можно найти здесь:
http://wianarudik.blogspot.ru/2013/03/blog-post_18.html (великолепный журнал про сказки и мифологию).
Воплощение этого персонажа можно увидеть воочию на водопаде Кьосфоссен, что на дороге к Флому. Поезд останавливается у небольшой площадки, и глазам восторженных туристов предстает танцующая в развалинах у водопада девушка с развевающимися волосами и в красных одеждах. Подтверждаю, зрелище действительно завораживающее.
Так вот, не могу утверждать, что один из самых дорогих норвежских фильмов "Я - Дина" (по популярному в Норвегии роману Хербьорг Вассмо "Дневник Дины") снят про хюльдру. Рассказана в нем история девушки, которая в детстве стала невольной виновницей гибели своей матери.
После несчастного случая отец не захотел с ней общаться, и выросла она, воспитанная приглашенным в усадьбу учителем, пугливой, дикой и сказочно красивой. Играла на виолончели так, что женщины покрывались потом, а мужчины стыдливо прятали смычок между ног. Дина уверила себя (не без помощи экстравагантного учителя), что все люди, которых она любит, непременно должны погибнуть от ее рук, и гибель эта не является злом, так как, лишив жизни, она освобождает своих любимых от горечи бытия и отправляет их в лучший мир. Она не ставила себе целью соблазнять мужчин, но ею невозможно было не соблазниться, и Дина нередко сразу и грубо брала то, что хотела. В Норвегии, в деревне, в XIX веке. Эта ее звериная сексуальность, наряду с ее необычными представлениями о своем месте в жизни, и навели меня на мысль о том, что Дина есть воплощение хюльдры.
В патриархальном доиндустриальном обществе женщина, открыто реализовывающая свое право получать наслаждение от жизни, свое право любить, свое право заведовать имуществом и, в целом, жить так, как хочется ей, должна была казаться большинству людей (и в конечном итоге самой себе) ненормальной. Хюльдрой. Или, в более теплом климате - ведьмой. Нет иной причины отправлять женщину на костер, кроме сексуального страха перед нею.
Вот что рассказывает режиссер о картине:
Это история о 8-летней девочке, случайно убившей свою мать и с тех пор ставшей изгоем в собственной семье. Чтобы выжить, она налаживает связь с силами природы, с демонами и призраками. Она учится вызывать призрак своей матери, когда ей нужны совет или поддержка. Взрослея, она превращается в сильную и своенравную женщину, шокирующую и использующую мужчин. Она живет где-то между жизнью и смертью; для нее не имеет значения, жив близкий ей человек или мертв, потому что оба этих мира для нее одинаково реальны. Но в конце концов она встречает Льва, который возвращает Дину к жизни и убеждает ее, что жизнь все-таки приятней, чем смерть.
Я всегда хотел снять историческую драму - наверное потому, что уже снято так много скучных исторических драм... Режиссеры, работающие в этом жанре, наверное, думают, что раньше у людей не было никаких чувств, никакого эротизма. Особенно в скандинавских фильмах - кажется, что в прошлом жили сплошь одни интроверты, которые никогда не плакали и не кричали. Поэтому я сказал себе, что если я когда-нибудь буду снимать исторический фильм, то его героями станут современные люди. Я не думаю, что мы более современны и энергичны, чем люди прошлого, только из-за того, что мы живем в 2001 году. Мне даже кажется, что мы более старомодны и более пуритански воспитаны, чем они. Я надеюсь, что у меня получился шокирующий и волнующий готический фильм, который не оставит зрителя равнодушным.
И вот что он говорит про главную актрису (российскому зрителю она известна по главной роли в "Изгнании" Звягинцева):
Многие люди были не согласны с выбором Марии Бонневи на главную роль, потому что по книге Дина была крупной мускулистой женщиной 7 футов ростом - не очень эротичное описание, на мой взгляд. А Мария Бонневи - женщина миниатюрная, но очень эротичная. Я увидел огонь в глазах Марии. У нее есть одно очень редкое качество: когда вы очень хотите соблазнить женщину, но в то же время боитесь ее. Вы не знаете, что вас ждет в случае успеха. Это качество присуще Дине: она - женщина, которую мужчины хотят и боятся одновременно.
Но фильм получился неровный. Очаровывающий, захватывающий, берущий за душу, но - неровный. Борнедаль, к сожалению, так и не смог определиться, что он снимает - мистику, мелодраму, историческую сагу или философскую притчу. Перепады жанров и настроения создают ощущение какой-то неровности, недоделанности, местами даже фальшивости. Будто дом обустраивала пара с совершенно противоположными вкусами, и хай-тековская спальня оказалась украшена классической лепниной. Борнедаль - мастер ужасов, и если б "Я - Дина" была бы мистической драмой, это была бы одна из лучших мистических драм в кино. На выходе же мы имеем добротный дорогой красивый фильм, мало похожий на другие фильмы про ХIX век и украшенный великолепной игрой Марии Бонневи, Мадса Миккельсена (у него здесь роль отрицательная)
и Бьорна Флоберга (отец Дины).
Другие актеры всего лишь неплохи (в их числе присутствует Депардье)
- то ли неровность фильма не позволила им полностью проявить свой талант, то ли игра вышеназванных затмила их.
К просмотру рекомендую однозначно. Редкий пример зрелищного скандинавского фильма (виды фьордов присутствуют, городских съемок практически нет).
И, если задуматься, недостатков в этом кино существенно меньше, чем в привычном голливудском. По крайней мере, во время просмотра действительно не знаешь, что случится дальше.
У меня нет аллергии к Голливуду, но все-таки Голливуд живет по своим правилам и, если ты хочешь работать там, тебе придется принять их. Если я захочу снять фильм без больших творческих амбиций - просто хорошую работу по крепкому сценарию - я, конечно же, поеду в Голливуд и зашибу деньжищу. Но если мне хочется снять фильм вроде "Дины", там у меня никогда не будет такой свободы действий и фильм никогда не получится таким, каким я хотел бы его видеть. Мне повезло, потому что я очень рано попал в Голливуд и теперь он для меня не представляет никакой загадки. В Европе тоже есть много финансовых возможностей, поэтому лично для меня нет никакой необходимости возвращаться в Голливуд. Если вы - режиссер с амбициями, вам незачем ехать туда; если только ваши амбиции не ограничиваются желанием снимать всякий мусор вроде "Миссия невыполнима". Миру нужно и такое кино. Но "Я - ДИНА" - фильм типично европейский и не может сниматься за пределами Европы.