Этот вестерн отличается от прочих двумя особенностями. Здесь не настолько уж захватывающий сюжет, не так уж много скачек, перестрелок и ограблений банков (хотя те что есть, сняты с отменным вкусом). Здесь нет какого-то ярко выраженного конфликта характеров, нет борьбы за справедливость или борьбы за выживание. Фильмы с Джоном Уэйном или Иствудом могут показаться намного интересней. Особенность в другом. В "Бутч Кэссиди и Санденс Кид" доведена до совершенства поэтическая (или, если хотите, романтическая) составляющая вестерна. Прекрасные пейзажи, даже не пейзажи, а "величественные виды девственной природы", "немужественная" музыка Берта Бакарака, живые лучи солнца между зеленых ветвей, дурашливая прогулка на велосипеде, дружба между мужчиной и влюбленной в другого женщиной, - все это добавляет фильму женских качеств, хотя, упаси Боже, мелодраматизма в нем нет ни капли.
Во-вторых, и это более удивительно, в "Кэссиди" идеальная актерская игра. Игра на уровне самого серьезного, сложного, взрослого фильма. В принципе, так играть в вестернах необязательно, но Пол Ньюман и Роб Редфорд играют именно так. Их персонажи настолько правдоподобны, что не могли существовать в реальности. Через час они становятся вашими друзьями, будто вам снова 13 лет и вы снова запоем читаете Тома Сойера. И Ньюман, и Редфорд обходятся без специальных фишек, типа вечного клинтиствудского прищура, они просто перевоплощаются в легенду и становятся Бутчем и Кидом. Не тем Бутчем и не тем Кидом, которые в конце 19 века грабили банки и убивали людей, а настоящими, всамделишными Бутчем и Кидом.
Фильм стал классикой, он занимает 7-е место в списке лучших вестернов по версии Американского института киноискусства, он получил 4 "Оскара" и прочая, и прочая. Его хочется пересматривать и пересматривать, дабы снова почувствовать себя вблизи этих никогда не существовавших, но таких живых людей. Чувство, редкое не только для вестернов.