ГАЛИНА КОРОТКЕВИЧ

Aug 18, 2008 20:28




Родилась 18 августа 1921 года в Петрограде.
Народная артистка РСФСР (1974)


В 1943 году во время постановки "Овода" Блокадный театр хотел пригласить студентку первого курса Театрального института в спектакль "Овод". Но будущая актриса показалась слишком молоденькой, и встреча со сценой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской произошла много позже. Галина Петровна окончила ЛГИТМиК в 1946 году.

Всю войну Короткевич выступала с бригадой при Ленинградском доме Красной Армии на Волховском, Ленинградском и Ладожском фронтах, выезжала на самые трудные участки передовой, давала концерты в воинских частях у Пулковских высот, во время боев под Синявино, ночами -- на Ладоге по "Дороге Жизни".

Позже, в 50-е годы, после смерти ее учителя и режиссера Театра Ленсовета Бориса Сушкевича, она пережила творческий взлет в короткий, но яркий период творчества Николая Акимова. Это его спектакль "Весна в Москве" был переведен в киновариант, и Надю Коврову в исполнении Галины Короткевич узнала вся страна. Акимов вскоре вернулся в свою Комедию, и Галина Петровна стала работать в Театре им. В. Комиссаржевской, где работает поныне вот уже более сорока лет.


"Для меня 60-й день рождения театра - юбилей безоговорочный. Ждать столетия я не могу: нас осталось очень мало. Люди, которые не знали войны, (как понять зубную боль чужого человека?), могут понять пережитое нами только умозрительно. Но то что было, - это феноменально. Это уникальный театр, - театр, который нес слово бойцам и защитникам города, театр, в который приходили люди с фронта и уходили прямо на фронт. Многие из тех бойцов, может, и увидели-то всего один спектакль, но это был нужный и прекрасный спектакль, согревающий душу и поддерживающий дух: будь то "Русские люди" К. Симонова, "Нашествие Л. Леонова, или "Фронт" Корнейчука. Люди-дистрофики приходили в театр, чтобы согреться душой и понять, что они не одиноки. Теряли сознание от голода не только зрители, актеры жили на те же карточки. Были искренность и чистота помыслов, это было то особенное, о чем забывать грех. Это самое главное.

В театре Слова не только развлекают, но, прежде всего, мыслят и переживают, сопоставляют свою судьбу с судьбой героя. Ко мне однажды пришел после спектакля десятиклассник и сказал: "Спасибо, вам! Я скажу своим родителям, чтобы они посмотрели ваш спектакль и поняли, что они делают с нами, детьми". Сегодня драматический театр загнан в тупик. Словно забыто, что книга и слово развивают и одухотворяют человека. Военный период привил работникам нашего театра особую атмосферу, особый стиль и единение, когда все делились и кусочком хлеба, и теплом, и готовы были помочь друг другу. А это переходило в творчество. В нашем театре была особая атмосфера даже после войны, когда и цеха - гримерный, костюмерный, реквизиторский - и актеры любого положения жили единой семьей, потому что все осознавали цену этой жизни и самоотдачи. Людям, не знающим нашей профессии, она кажется очень простой и всякому доступной - подумаешь, вышел, сказал, постоял на сцене и ушел. А это огромный труд. Когда в холоднейшем помещении со скрюченными пальцами, в варежках, - репетировали, а потом выходили в открытых платьях на премьеру. Так и мы на фронте с бригадой Театрального института - я была одна с первого курса, остальные - старшекурсники, - я танцевала на Ладоге в 45 градусов в концертном платье. При любой погоде - в дождь, снег, мороз. И никто не простужался, - так напряжены были наши нервы.


К великому счастью Рубен Сергеевич Агамирзян сумел сохранить этот стиль, - стиль особого единения творческого и человеческого начала. И театр, действительно, долгие годы славился своей уникальной атмосферой - творческой отдачи по мере сил и возможностей, внимания и доброжелательности друг к другу. Как-то все понимали, что без внимания не бывают радостными ни творчество, ни жизнь, и что у человека должна быть радость, и что восполняется эта радость вниманием и стимулом к жизни. Вот что сумел сохранить Рубен Сергеевич. Он говорил, пока жив, всегда будет существовать в репертуаре театра военная тема. И последней работой Рубена Сергеевича был замечательный спектакль "Дневник Анны Франк", во время репетиций которого он умер. Самое страшное, что может быть в человеке, - это забвение своей истории. Забыть - значит, не жить сейчас, значит, не быть в будущем. Нельзя забывать ни прекрасного, ни ужасного. Нельзя забыть пережитых утерь. И то, что было созидаемо во время войны - забыть нельзя. Поэтому роль Блокадного театра для жизни города не переоценить.

Занята в спектаклях: "Утоли моя печали"
http://www.kino-teatr.ru/


У народной артистки России Галины Петровны Короткевич скоро юбилей - в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской будут праздновать не только 55 лет ее творческой деятельности, но и 80 лет со дня рождения этой замечательной актрисы. Имя Галины Петровны хорошо известно театральному Петербургу - за свою жизнь она сыграла порядка ста ролей в пьесах, составляющих золотой фонд мировой драматургии, работала с Акимовым и Агамирзяном. Сейчас актриса по-прежнему служит в Комиссаржевке, играет в спектаклях "Утоли моя печали", "Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей" и мечтает только о том, чтобы Бог дал ей силы продолжать работу.
- Галина Петровна, вы помните свой первый спектакль, первую роль или, быть может, эпизод, которые дали вам, бывшей студентке, чувство уверенности в своих силах, своеобразный профессиональный толчок?
- Таким толчком стала моя работа на фронте во время войны. Я тогда училась на первом курсе Театрального института, и меня направили в молодежную бригаду, занимающуюся обслуживанием фронта. В этой бригаде старшекурсников, которые играли отрывки из спектаклей, я танцевала, так как все детство занималась хореографией. Так получилось, что и все последующие роли у меня были связаны с танцами и пением. Пройдя всю войну, Ленинградский и Волховский фронт, Дорогу Жизни, могу сказать, что это время я никогда не забуду, потому что оно привило нам на всю оставшуюся жизнь особую любовь к людям, к жизни человеческой. У нашего поколения не было юности, нашу юность забрала война, но в этом есть и положительный момент - я считаю себя моложе на четыре года.
- Галина Петровна, я знаю, что ваша мама была актрисой, а папа - скрипач, повлияли ли они на ваш выбор профессии?
- Я думаю, нет. Дело в том, что я с детских лет увлекалась театром. У меня было много кукол, с которыми я разыгрывала настоящие представления. Так что любовь к театру я чувствую с младенчества, независимо от родителей. Хотя возможно, сыграла свою роль и наследственность, ведь моя бабушка играла в народном театре, мама - актриса оперетты, драматической актрисой стала и моя дочь - заслуженная артистка России Ирина Конопацкая...
- После института вы сразу же поступили в Театр им.Ленсовета?
- Да, на работу в Театр Ленсовета, тогда в Новый театр, меня пригласил мой педагог Борис Михайлович Сушкевич.
- А как складывались отношения с Николаем Павловичем Акимовым, который вскоре появился в театре?
- Божественно, а иначе и не могло быть, ведь это уникальная личность. Он пришел в театр как раз в тот момент, когда я подала заявление об уходе. Предыдущий руководитель - Сергей Александрович Морщихин хотел меня уволить из театра за профнепригодность, хотя к тому времени я сыграла и Нору в "Кукольном доме", и Нину в "Маскараде", и в "Доходном месте", и в "Дон Карлосе" - многие актрисы могут только мечтать о таких ролях.
Только появившись в театре, Акимов в течение нескольких дней вызывал по очереди к себе всю труппу (перед беседой с актерами он просмотрел все спектакли). Я пришла к нему с заявлением об уходе. Он порвал его и сказал, что, с его точки зрения, я - одна из самых нужных для театра актрис. Помню еще один интересный случай... Придя в театр, Акимов раздал нескольким нашим актерам, в том числе и мне, две пьесы - "Весну в Москве" и "Дело", предложив выбрать, какую из них лучше ставить в первую очередь. Я пришла домой и стала советоваться с мамой, потому что она была очень талантливой и уважаемой актрисой. Мы, конечно же, знали, что Николай Павлович был в изгнании до того как принял Театр Ленсовета, и решили, что ставить первым "Дело" Сухово-Кобылина было, по меньшей мере, неразумно. Как оказалось, так же сказали и остальные. Не знаю, сыграло ли наше мнение какую-либо роль, но первым спектаклем Акимова в Ленсовета стала "Весна в Москве". Этот спектакль оказался очень своевременным и нужным, он просто произвел фурор в городе. К нам в театр было невозможно попасть, в день спектакля Владимирский перекрывали, стояла конная милиция. Потом были "Тени", "Дело", "Европейская хроника" и многие другие. Для Николая Павловича как для режиссера этот период был, безусловно, очень удачен и насыщен.
-Для вас это тоже был продуктивный период?
- Ну еще бы! Это было наисчастливейшее время. Я могу сказать, что все шесть лет работы с Николаем Павловичем в нашем театре, были уникальны именно из-за ощущения потрясающей творческой наполненности. После перехода в театр Комиссаржевской я много работаю, но в моей творческой жизни не было более удачных периодов.
- А почему вы ушли из Театра Ленсовета?
- Я была вынуждена... После Акимова в театр пришел мой бывший товарищ, Игорь Петрович Владимиров. Могу сказать, он был прекрасным организатором, с хорошим чувством юмора, но что касается режиссуры... Многие его друзья, и я в том числе, хлопотали, чтобы он пришел в наш театр в качестве директора, но так сложилось, что он стал главным режиссером Ленсовета. Первое, что он сделал, - это уволил всех своих друзей. Так ему было, по-видимому, спокойнее работать. Еще одной причиной моего увольнения стало его желание - он прямо об этом говорил, чтобы в театре все главные женские роли играла одна Алиса Бруновна Фрейндлих, я думаю, что это естественно, ведь она была его женой. Я ушла, потому что работать в таких условиях было не только тяжело, но и неприятно.
- Вашим следующим театром стал Театр им.В.Ф.Комиссаржевской. Почему вы пришли именно сюда?
- Когда я еще числилась в Ленсовета, Мар Владимирович Сулимов, в тот период главный режиссер театра, попросил сыграть меня роль Лизы в спектакле "Дети солнца" вместо Эммы Поповой, ушедшей в БДТ. К моему великому счастью, эту роль я делала вместе с Сушкевичем в Театральном институте, так что далась она мне легко. Когда же я поняла, что не смогу работать вместе с Владимировым, то Сулимов с радостью взял меня к себе в театр. А потом главным режиссером стал Рубен Сергеевич Агамирзян. Он сделал из театра Комиссаржевской замечательный театр, в котором всегда царила очень теплая, очень душевная, творческая атмосфера. Может быть, это сложилось из-за того, что в самом начале он совершенно четко сформулировал свою позицию: "У меня в театре никогда не будет "звезд", у меня будут спектакли!" Так и получилось. Это был очень талантливый, очень честный человек. И, несмотря на то, что я оказалась не слишком востребованной в его театре, - я ему благодарна!
- Галина Петровна, а вы не пробовали делать самостоятельные работы?
- Недавно появился такой спектакль, основанный на творчестве и поэзии Игоря-Северянина. Мы играем вдвоем с режиссером и автором инсценировки Иваном Даниловичем Рассомахиным. Для меня важно, что в этом спектакле есть стихи, которые очень точно соответствуют моему сегодняшнему душевному состоянию. Пока я жива, пока дышу, пока я могу танцевать, я должна играть. Артист лишь тогда настоящий артист, когда он на сцене. Некоторые из этих стихов я время от времени повторяю в тяжелые для меня моменты. Вот одно из таких четверостиший:
И все-таки, пока во мне играет кровь,
Хоть изредка хочу надеяться я вновь
Зажечься, засиять и устремиться к маю.
Я все-таки живу, я все-таки пылаю...
© Екатерина Левина, "Театральный Петербург"


роли в кино
1976 Меня это не касается  ::  Карташова
1969 Невероятный Иегудиил Хламида
1957 Конец Чирвы-Козыря
1956 Это начиналось так...  ::  Марья Михайловна Буркач
жена Анисаима Буркача
1955 Дело (телеспектакль)  ::  Лидочка
1954 Мы с вами где-то встречались...  ::  попутчица Максимова
1953 Тени (телеспектакль)  ::  Софья Александровна
1953 Весна в Москве (телеспектакль)  ::  Надежда Коврова  ::  главная роль


Короткевич Галина Петровна, невостребованные актёры, интервью, театр комиссаржевской

Previous post Next post
Up