ОЛЕГ СТРИЖЕНОВ (2)

Aug 10, 2008 22:02




Олег Стриженов: «Меня любили с… ненавистью»

НАЧАЛЕ пятидесятых каждый фильм с его участием становился не только событием, но немедленно пополнял собой историю советского кинематографа. «Овод», «Сорок первый», «Капитанская дочка», «Пиковая дама»… Его не любили - его боготворили, им не восхищались - ему поклонялись. Слава Олега СТРИЖЕНОВА была поистине всенародной.


- Я НЕ БЫЛ поточным актером, который все строгает и строгает. Нет, извините. Я считал, что если один фильм в год сделан для славы, а я привык к успеху, к громким премьерам, то это шикарная жизнь, творческая. И когда мне какой-нибудь актер заявляет: «У меня 120 ролей», то я, как говорят в Одессе, «смеюсь вам в лицо». Для меня это не артист. Да и вообще никаких артистов кино нет. Есть просто АРТИСТ. Я - АРТИСТ, есть на мне какая-то печать, и никуда от этого не денешься. А искусство ли кино? Только когда материал в руках великого человека и настоящего режиссера. Все остальное - это пошлятина, серятина, ремесленничество, склейка целлулоида. Где вы найдете 120, я не говорю великих, просто приличных грамотных режиссеров? В основном это темные люди. Для меня настоящий режиссер - это педагог, Учитель, философ, умница, эрудит. Плюс талант от Бога. Но таких же нет. Исключение - Иван Пырьев и Сергей Герасимов.
- Вам сейчас много предлагают сниматься?
- А в чем сейчас сниматься? Про что? Вы знаете, какая у нас страна? Вы знаете, какой у нас строй? Я не знаю. Ну и про что я должен тогда играть? Классику не могут снимать. Денег не достать. А то звонят (дребезжащим противным голосом): «Вот сценарий у нас есть, только денег очень мало». Я говорю: «Ну, нет денег, так не снимайте».
- Но ведь хочется же…
- Мало ли чего мне хочется…
- А чего вам хочется?
- Мне-то ничего не хочется. Мне отдохнуть хочется. Я терпеть не могу процесс кино. Это же очень скучно. Люди добрые отдыхают или делают что-то полезное, а ты загримированный сидишь и часами ждешь, пока там свет поставят или декорацию до ума доведут…
- Как же при такой нелюбви к кино вы все-таки стали актером?
- В актеры-то я шел драматические, я не вгиковец. Я тринадцать лет вел репертуар МХАТа. Это было событие: МХАТ пригласил провинциального актера (я тогда работал в Таллине). Представляете, на «Без вины виноватые» с Тарасовой, Грибовым, Массальским народ не ходил! Тогда Павел Марков сказал Тарасовой, что он видел Незнамова - Стриженова в Таллине: «Аллочка, Кручинина - твоя коронная роль до конца жизни, пригласи его, и будут аншлаги». Пригласили.
- И не страшно было? Ведь на сцене великие старики.
- Я сам великий. Но только у меня преимущество - я молодой. Для меня никогда не было никаких авторитетов и трепетов ни перед кем. Ни-ког-да. Я сразу сказал: я пришел в ваш театр. И ничего проходного - польские декады, болгарские - играть не буду, только то, что сам отберу в репертуаре. Репетировать тоже не буду, потому что тогда я не смогу сниматься в кино. Выбирайте, мне-то все равно, я без вас проживу, а вы, оказывается, без меня не можете.
- Это вы с кем же так разговаривали?
- Со всеми. С худсоветом. С директором. Я не их ученик, я пришел с именем на персональную ставку. Некоторые артистики даже бегали к Фурцевой жаловаться. Она отвечала: «Он столько получает, потому что он этого достоин».
- Любила вас Екатерина Алексеевна.
- Думаю, что все-таки любила, хотя были у меня с ней неприятные разговоры.
- Чем огорчали министра культуры?
- Я неподчинимый человек. Они, например, хотели, чтобы я играл Болконского. А я сказал: «Не буду. Вот вы хотите, а я не буду». Я специально сделал пробу, чтобы доказать всем, что больше Болконского у них нет. И сказал им, что на вашем месте закрыл бы фильм.
- Но почему вы отказались? От такой-то роли!
- Да не хочу! Потому что плохая режиссура, плохие артисты вокруг. Да и фильм плохой. Вспомните «Войну и мир» Кинга Видора с Одри Хепберн, Витторио Гасманом, Генри Фонда - вот это картина! И потом, я не люблю: «Мы решили. Есть такое мнение. Приказали». Мне нельзя приказать. Повысить голос на меня - это смертельно. Попроси, я, может быть, соглашусь. Что такое начальство в искусстве? Начальник моего творчества - я.
- Получается, что ваше непослушание вам прощали за вашу гениальность.
- Считаю - да. Я прожил легкую жизнь. Меня всю жизнь любили… с ненавистью. Понимаете, такого гада нельзя не любить. Гад, он все наоборот делает, но здорово. Как его не любить… а еще, не дай бог, жена режиссера влюблена, это совсем плохо.


- Олег Александрович, а по сравнению с 50-60-ми гг. атмосфера кинематографическая сильно поменялась?
- Конечно. Актеры старшего поколения были люди иного калибра, с ними можно было говорить о творчестве. Сейчас актеры говорят: «Отстрелялся!» Я спрашиваю: «Ты, что, гад, в тире? Или отступаешь в бою? Отстреливаешься! Здесь надо душу отдать! Душу!»
- Чем вы сейчас заняты?
- В данный момент я ничего не делаю. Сорвалась пара фильмов. Но вы знаете, я так много играл, что у меня нет «тоски по труду», как у барона Тузенбаха. Я знаю, что такое занятый артист - это когда пашешь 60 часов в сутки. И если учесть мой возраст, я даже переборщил, быть может.
http://moskva.aif.ru/


ССЫЛКИ
Неофициальный сайт актёра
http://strizhenov.narod.ru/
Интервью "КП"
http://www.kp.ru/daily/23333/30984/
Интервью "АиФ"
http://gazeta.aif.ru/online/superstar/107/26_01
Этот блистательный Стриженов ("Советский экран", №1, 1990 год)
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/strizhenov/interview.html
Разное
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&text_element_id=4410




роли в кино
2004 Пять звезд (Украина) :: главная роль
2000 Вместо меня :: Александр Сергеевич Гагарин :: главная роль
На кинофестивале «Золотой Пегас-2000» О.А. Стриженов был награжден призом «Золотой Пегас» за лучшее исполнение мужской роли.
1987 Оглашению не подлежит :: князь Ухтомский
1987 Акция :: Кареев
1986 Мой любимый клоун :: Дим Димыч
1984 Господин Великий Новгород :: Бородкин
1983 Приступить к ликвидации :: Данилов Иван Алексеевич :: главная роль
полковник милиции
1980 Юность Петра :: князь Василий Васильевич Голицын :: главная роль
1980 Карл Маркс. Молодые годы :: Ламенне
философ
1975 Последняя жертва :: Дульчин Вадим Григорьевич :: главная роль
обедневший дворянин
1975 Звезда пленительного счастья :: Волконский :: главная роль
князь
1974 Чайка (телеспектакль) :: Константин Треплев
1972 Земля, до востребования :: Лев Ефимович Маневич :: главная роль
Конрад Кертнер
Яков Никитич Старостин
1970 Миссия в Кабуле :: Роман Лужин
1969 Неподсуден :: Егоров Сергей :: главная роль
летчик
1967 Его звали Роберт :: Роберт/ Куклин Сергей Сергеевич :: главная роль
ученый-изобретатель и биоробот
"У тебя фотоэлементы потеют!"
1966 Прощай :: лейтенант Олег Старыгин
1965 Третья молодость :: П.И. Чайковский :: главная роль
1965 Перекличка :: Алексей Бородин :: главная роль
космонавт
1964 Три сестры :: Николай Львович Тузенбах
1963 Оптимистическая трагедия :: первый офицер
1962 Трус
1962 В мертвой петле :: Сергей Уточкин :: главная роль
1961 Дуэль :: Лаевский :: главная роль
1960 Северная повесть :: Павел Бестужев :: главная роль
1960 Пиковая дама :: Германн :: главная роль
Виртозно изображает Стриженов смятенность Германна. Германн Стриженова - натура страстная. У него нет устремленной воли, ясной цели, медленно, продуманно, трезво и холодно вынашиваемой. Такой Германн не вызывает аналогии с Раскольниковым. Он слаб, он в плену своих чувств.
1959 В твоих руках жизнь :: капитан Дудин :: главная роль
1959 Белые ночи :: Мечтатель :: главная роль
- вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге, и почти ни одного знакомства не умел завести.
Из воспоминаний мечтателя
...Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье
В соседстве сердца твоего?..
Ив. Тургенев
1958 Хождение за три моря :: Афанасий Никитин :: главная роль
1958 Капитанская дочка :: Петр Гринев :: главная роль
1956 Сорок первый :: Вадим Николаевич Говоруха-Отрок :: главная роль
Стриженов не имитировал мучительный мыслительный процесс Говорухи-Отрока, он естественно жил перед камерой. Трагизм вытекал из ситуации, из столкновения любви с суровым временем, понять которое герою Стриженова было не дано.
1955 Овод :: Артур-Риварес :: главная роль
Эта роль привлекала пафосом революционной борьбы, судьбой героя, ищущего правду, за нее сражающегося.
Стриженов органично чувствовал себя в условиях, предложенных ему режиссером. Всему, что происходило в душе Артура, он находил эффектное внешнее выражение, наглядное и доходчивое. Зрителя увлекали резкие смены душевного состояния героя - от раздирающих душу рыданий до раздирающего душу сатанинского хохота.
1955 Мексиканец :: Фернандес / Фелипе Ривера :: главная роль
Стриженов никогда не вступал в конфликт ни со сценарием, ни с авторами фильмов, органично воспринимая их "задания", не выходя за границы тех художественных законов, которые ему предлагались.
И если режиссер трактовал героически сдержанную, мужественную новеллу Джека Лондона "Мексиканец" в приключенческом плане, то и артист играл экзотического героя.
1951 Спортивная честь :: болельщик
(в титрах не указан)


























Стриженов Олег Александрович, сайты, щукинское училище, интервью

Previous post Next post
Up