ОЛЕГ СТРИЖЕНОВ (1)

Aug 10, 2008 21:59





Родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске Амурской области, в семье военного.



Его отец, Стриженов Александр Николаевич (1899-1978), воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Мать - Стриженова Ксения Алексеевна (1899-1971) окончила Петербургскую Мариинскую гимназию и Смольный институт. Супруга - Пырьева Лионелла Ивановна (1938 г. рожд.), известная киноактриса, заслуженная артистка России. Старший брат - Стриженов Борис Александрович, лейтенант Советской армии, летчик-истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году. Средний брат -Стриженов Глеб Александрович, известный актер, участник Великой Отечественной войны, окончил Школу-студию МХАТ, заслуженный артист РСФСР.


В 1953 году, окончив Театральное училище имени Б.В. Щукина, стал актером Государственного русского драматического театра в Таллине (ЭССР). На сцене этого театра он сыграл роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» - эту роль впоследствии в течение 10 лет он играл с большим успехом на сцене МХАТ имени Горького.


Дебют в кино - в 1954 году, главная роль в кинофильме «Овод» («Ленфильм», 1955, режиссер А.М. Файнциммер). Олег Стриженов сыграл Артура с таким темпераментом и самоотдачей, что стало очевидно: в нашем кино появился новый крупный актер, счастливо совмещающий природный талант, силу и опыт русской актерской школы с безупречными внешними данными западной звезды.




Этот успех актер закрепил, сыграв в фильме В.П. Каплуновского «Мексиканец» (1955), где помимо драматического образа продемонстрировал и отличную физическую подготовку. Выдающийся кинорежиссер А.П. Довженко, увидев Олега Александровича в этой роли, сказал ему, что тот умеет не только говорить, но и молчать на экране. Довженко пригласил Стриженова на роль Андрия в экранизацию «Тараса Бульбы», которую вынашивал много лет, считая своим самым сокровенным замыслом. К несчастью, Александр Петрович вскоре умер, так и не приступив к съемкам; роль Андрия осталась несыгранной...




Следующим фильмом был «Сорок первый» (1956) Г.Н. Чухрая. В этой картине все для тех лет было необычно и ново, начиная с грандиозной операторской работы С.П. Урусевского и заканчивая почти крамольной трактовкой образа белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Г.Н. Чухрай не скрывал, что главной задачей фильма было не обличение Говорухи-Отрока, а показ бессмысленности Гражданской войны. Говоруха-Отрок трактовался не как карикатурно-отрицательный персонаж, а как живой человек, как жертва, со своей правдой и идеалами. Стриженов исключительно точно воплотил сложный внутренний мир белого офицера. Его Говоруха-Отрок - образованный, культурный человек, искренне любящий Россию, но трагически неспособный помочь ей в условиях кровавой междоусобицы.




Съемки в «Сорок первом» стали для актера большим опытом - и профессиональным, и жизненным. С этого фильма в его творчестве началась линия «двойственных» героев - таких как Мечтатель в «Белых ночах» Ф.М. Достоевского (1959, режиссер И.А. Пырьев), Германн в «Пиковой даме» П.И. Чайковского (1960, режиссер Р.И. Тихомиров), Лаевский в повести А.П. Чехова «Дуэль» (1961, режиссеры Т.Н. Березанцева и Л.С. Рудник), Кареев в «Акции» (1987, режиссер В.Г. Шамшурин). Особое место в творчестве О.А. Стриженова занимает роль Кареева, которая как бы завершает эту линию. Кареев - человек из «бывших», который страстно любит Родину, презирает и красных, и немцев. Этот образ несет в себе трагическую обреченность.


Стремление показать несколько ипостасей одного персонажа, его неоднозначность привело О.А. Стриженова к участию в фантастической комедии И.С. Олынвангера «Его звали Роберт» (1967). В этом фильме Стриженов исполнил роли робота и молодого ученого. Ему было интересно сыграть две разные и сложные роли без грима. По сути, это был первый фантастический фильм в нашем кинематографе, не считая немого кино. На VI МКФ в Триесте (Италия) О.А. Стриженов получил главный приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли.




В 1956 году О.А. Стриженов был приглашен на роль Афанасия Никитина в первом совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1957, режиссеры В.М. Пронин и Х.А. Аббас; в индийском прокате - «Чужестранец»). Индийский режиссер и драматург Ходжа Ахмад Аббас рассматривал Стриженова как единственно возможного кандидата на роль и оказался прав. Олег Александрович сыграл Никитина с особой теплотой, душевностью и проникновенностью, показав в нем лучшие качества русского национального характера.




В автобиографической книге «Исповедь», изданной в 1997 году издательством «Алгоритм», Олег Александрович писал: «Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения».


Однако его биография опровергает эти утверждения. Олег Александрович никогда не стремился к большому количеству ролей и очень строго выбирал фильмы и режиссеров. Поэтому в течение года он редко снимался более чем в одном фильме, предпочитая иметь дело если не; классической, то с хорошей современной драматургией и с интересным режиссерским замыслом. Но даже когда сходились все эти условия, он все равно мог отказаться от роли.




Чтобы оценить актерскую требовательность Олега Александровича, достаточно взглянуть на список ролей, сыгранных им в конце 1950-х - 1960-х годах: Петр Гринев («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, 1958, режиссер З.П. Каплуновский), Мечтатель («Белые ночи» Ф.М. Достоевского), Германн («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Павел Бестужев («Северная повесть» К.Г. Паустовского, 1960, режиссер Е.Н. Андриканис), Лаевский («Дуэль» А.П. Чехова, 1961, режиссеры Т.Н. Березанцева, Л.С. Рудник), Сергей Уточкин («В мертвой петле», 1962, режиссеры СМ. Цыбульник, Н.С. Ильинский), Пленный офицер («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1963, режиссер С.И. Самсонов), барон Тузенбах («Три сестры» А.П. Чехова, 1964, режиссер С.И. Самсонов), П.И. Чайковский «Третья молодость», совместно с Францией, 1965, режиссер Жан Древиль). В этом далеко не полном списке преобладают герои исторические, герои классического репертуара, интеллигенты, люди долга и чести, люди сложных биографий.




Идеалом жизни в искусстве для Олега .Александровича был и остается МХАТ, в котором он проработал с 1966 по 1976 год. Здесь он дебютировал в роли Степана Тятина в пьесе А.М. Горького «Егор Булычев и другие» в сезон 1963/64 года. В характере своего героя Стриженов акцентировал душевную деликатность, цельность' натуры, которые были свойственны идеалистам, революционерам-романтикам. Дебют прошел с большим успехом и был высоко оценен прессой и коллегами. Совместная работа с такими мхатовскими корифеями, как А.К. Тарасова, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов, В.Я. Станицын, М.М. Яншин, П.В. Массальский, М.И. Прудкин, А.О. Степанова, стала для него высочайшей школой актерского мастерства, еще выше подняла планку его профессиональной требовательности к себе.




Олег Александрович считает, что актер, дорожащий профессией, должен постоянно заботиться и о своей физической подготовке. Многие герои Стриженова фехтуют, плавают, скачут на лошадях, бегают, прыгают, стреляют, а Ривера - боксирует. Вообще, Стриженов всегда обходился без дублеров - а иначе как можно было бы ему сыграть столько мужественных героев: военных, летчиков, разведчиков.




Призы и награды:
Расширенной конференцией Союза кинематографистов СССР на «Мосфильме» (1956) он был признан лучшим актером года за роль Поручика в кинофильме «Сорок первый».
По итогам опроса читателей журнала «Советский экран» Олег Стриженов был также признан лучшим актером 1970 года за главную роль в фильме «Неподсуден».
В 1988 году ему было присуждено звание народного артиста СССР.
В 1999 году О.А. Стриженов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Он также награжден почетным призом «Госпожа удача» имени П. Луспекаева на VIII фестивале стран СНГ и Балтии в Анапе, а также призами на фестивалях «Созвездие», открытом Шукшинском фестивале на Алтае, на кинофестивалях в Гатчине и Владикавказе. Награжден Большой золотой медалью А.С. Пушкина, удостоен золотой медали и звания лауреата премии Музыкального фонда России имени И. Архиповой за гениальное воплощение образа Германа в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»).
За роль полковника Данилова в фильме «Приступить к ликвидации» удостоен звания лауреата премии МВД СССР. 6 июня 1945 года награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Народный артист СССР


Олег Стриженов: «Назвать артиста звездой - это оскорбление»
ОЛЕГ Стриженов - не только один из лучших артистов советского поколения. Он - актер того высочайшего уровня, который «приподнимает планку» кино России за рубежом. Впрочем, сам он звездой себя не считает, потому что это «оскорбительно смешно». У Стриженова вообще обо всем всегда оригинальное мнение. Например, однажды он даже отказался от роли Андрея Болконского, чем вызвал настоящий скандал в мире кино. 10 августа Олегу Стриженову исполнилось 75 лет, но по сей день Олег Александрович продолжает работать в кино. Хотя и говорит, что кинематографа у нас в стране нет.




- ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ, критики говорят о возрождении нашего кино и в качестве примера приводят последний Московский кинофестиваль, где отечественные картины забрали почти все призы.
- Да какие призы? Кто их раздает? Я вот хочу спросить: почему на каждом нашем фестивале иностранным артистам вручаются премии за вклад в киноискусство? Что, у нас нет своих актеров, которые обогатили мировой кинематограф? Почему Никиту Сергеевича, председателя Союза кинематографистов, совершенно не заботит, как сегодня живут наши великие актеры? Михалков меня на свой кинофестиваль не приглашал, даже билетов на киносеанс не присылал. Я по телевизору видел, как все эти звезды шли по лестнице. Что-то творцов я среди них не заметил. Творцам не до этого фестиваля. Ведь в семь часов вечера начинаются спектакли в театре. Настоящие актеры и режиссеры там. На фестиваль же приглашают западных отыгранных звезд, потому что это дешево. Потому что к нам просто так никто не поедет.
Наверное, есть какой-то спрос на этих звезд, если телеканалы закупают фильмы с их участием. Но вы посмотрите, какого года и какого сорта эти иностранные картины! Современные дети настоящего кино, которое можно назвать искусством, не знают. Как-то во время съемок фильма «Вместо меня» (моя последняя по времени кинороль), которые проходили в бывшем дворянском имении во Фрязине, я вышел утром на улицу. Там гуляли мальчишки из интерната, которые, видимо, по «ящику» только американские боевики и смотрят, а наших артистов в глаза не видели. Я уже был в образе моего героя - миллионера, в шикарном костюме. Слышу, перешептываются: «Гляди-ка, этот не хуже Брюса Уиллиса будет».




Мой зритель умер
- СЕГОДНЯ вас часто приглашают сниматься в кино?
- Меня боятся приглашать. У кого есть мозги, тот даже и звонить не будет. Потому что сам понимает, какой у него сценарий. Если перечислить, сколько мне всего предлагалось, может быть, для кого-то это составило бы целый творческий путь. Но плохой путь, потому что из дрянного нельзя сделать хорошее. Я терпеть не могу сериалы. Талантливо - это когда роман уложился в полтора часа и после просмотра человек выходит обрыдавшись. Вот в этом у нас мастерюги были. С другой стороны, я никогда не стану отговаривать молодого актера от «сериальной» работы. Наоборот, скажу: «Беги скорее, снимайся, пока молод. Иначе потом и предлагать не будут. Это я в молодости знал: подожду недельку, и потом появятся интересные предложения. А сегодня ты можешь просидеть всю жизнь. Такое время. Так что иди и работай, раз приглашают». Вообще не люблю судить актеров, потому что все шишки на них летят. Оператор плохо снял, режиссер - дурак, а виноват в результате актер. В Голливуде все по-другому. Там почему нет некрасивых актрис? Да потому, что, когда актриса плохо получилась на экране, не ее снимают с роли, а прогоняют оператора. И если уж вы копируете Голливуд, то во всем!
У нас же ситуацию, которая складывается в кино, можно описать словами «трудно, бедно, слабовато». «Мосфильм» выживает, а не творит. Театр тоже в трудном положении, брошен на произвол. Приходится часть помещений сдавать в аренду. Да и билеты надо продавать, зрителя как-то заманивать. А чем теперь заманишь этого нового зрителя? Ведь мой зритель в большинстве своем уже умер, нового зрителя я не знаю. Иные режиссеры или актеры даже классику «переводят» на другой язык.


- Классику сегодня и на сериальный язык переводят, хотя есть мнение, что произведения Достоевского и Булгакова снимать в таком жанре нельзя.
- Некоторые утверждают: «Не надо снимать классику». Нет, надо! И читать тоже надо. Читать и смотреть. А уж какая получится картина, зависит от таланта ее создателей, а не только от актеров. Ведь актер - человек зависимый. Не возьмут тебя сниматься - и все. У меня удачно сложилась судьба. Видать, ангел-хранитель помогал. До сих пор люди удивляются: «Как этот человек прожил так независимо и удачно?»
Это неправда, что кто-то кого-то в былые времена мог заставить играть роль, которую актер играть не хотел. Может быть, коммуниста и могли. Не знаю - не видел. Но я - свободный человек. Меня даже в партию вступать никогда не приглашали. А многие сейчас говорят, что их чуть ли не силком туда тащили. Вот смотрите, руки целые, никто за них меня в КПСС не волок.


Фурцева не приказывала
- ВЫ ГОВОРИТЕ, что вам не приказывали. Но ведь однажды Екатерина Фурцева пыталась заставить вас играть Андрея Болконского в «Войне и мире».
- Да нет, история была такая. На роль Болконского Бондарчук решил пробовать весь Советский Союз, только не меня. Я посчитал, что Бондарчук меня унизил, не вызвав на пробы князя Андрея в числе первых. И вдруг он звонит: «Мне тебя срочно нужно видеть». Я подумал: «Сейчас будет просить». И точно, позвал. Я сыграл пробы. Их утвердили отдел культуры ЦК и коллегия министерства. Но я ждал, пока новость о том, что я играю Болконского, напечатают в журнале, чтобы потом никто не сказал, что Стриженова на роль не утверждали да и вообще не пробовали. И вот когда вышла статья в «Советском экране» с фото, где я в роли Болконского, я набрал номер Бондарчука и сказал: «Сниматься у тебя я никогда в жизни не буду». Он не знал, что ответить: «Ты что, пьян?» Я говорю: «Собери всю группу и дирекцию, я приду покажусь». Пришел, поздоровался, спросил, не нужно ли позвать врача? И после паузы повторил: «Сергей Федорович, я у вас сниматься никогда не буду». А уже потом был звонок от Фурцевой: «Я хочу вас видеть». Она собрала всю коллегию. Думала, я испугаюсь. Мне даже стыдно за нее было. Я взял Фурцеву ее же оружием. Сказал: «Знаете, Екатерина Алексеевна, обо мне в последнее время каждый норовит написать: «Очень жаль, что Стриженов не играет какого-нибудь простого советского человека». А я делаю полезное дело, играю патриотические и романтические образы из классики, а не чушь разную. Но вы же никогда не заступились за меня. Так вот, я буду ждать роль простого советского человека».


- Сегодня многих наших молодых актеров подкосила эпидемия звездной болезни. В советском кинематографе была такая же зараза?
- Для актеров моего поколения слово «звезда» звучало как оскорбление. Если тебя так называли, это значило, что ты плохой артист. Звезда на экране не играет, а демонстрирует моду. Меняет модные костюмы, появляется с модной прической, переходя из одного фильма в другой. А у меня цвет волос и прическа всегда зависели от моей роли, а не от сегодняшней моды. Представьте себе, назвать звездой Яншина, Грибова или Симонова?!! Это оскорбительно смешно. Достойное звание - это артист, трудная и уважаемая профессия.


- Считается, что человек подводит итог своей жизни в 30, 45 и 75 лет. Вы какой итог можете сейчас подвести?
- Моя судьба состоялась. Я играл то, что хотел, то, что любил. 75 - это настоящий юбилей, потому что до 80 можно не дожить, до 100 тем более. А в 75 я уже могу утверждать, что отработал от и до. После выхода на экран «Овода» приходили горы писем. Но запомнилось мне только одно, от молодого солдатика. Он писал: «Дорогой отец (а мне было тогда 25 лет, ему, соответственно, лет 19), я был плохим солдатом, служить не хотел. Но теперь, дорогой отец, разрешите доложить. После того как несколько раз посмотрел «Овода», я стал отличником боевой и политической подготовки». А недавно мне рассказали, как пацан лет 10, посмотрев «Бригаду», подошел к матери с тесаком и заявил: «Не купишь мне пальтуган до пят, как у Саши Белого, - прирежу». И вот скажите мне, ради чего сегодня работает актер, ради чего существует искусство и где оно, это искусство? Я играл со «стариками» МХАТа - Яншиным, Грибовым, Массальским, Тарасовой, Степановой. Они ушли вместе с тем зрителем. Жалко этой потери, это потеря культуры.
Меня до сих пор называют романтиком, и я верю, что наша культура начнет возрождаться. Потому что этого не может не быть! У нас страна глубокая, человек русский глубокий. Надо только забыть про «сколько» и «почем», почитать книжку хорошую, а не комиксы. И тогда, глядишь, появится снова культура. Барон Тузенбах в «Трех сестрах» говорит: «После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки… но жизнь останется все та же. Жизнь трудная и счастливая. И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить». И точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти».
http://gazeta.aif.ru/

Стриженов Олег Александрович, сайты, щукинское училище, интервью

Previous post Next post
Up