Road to Everest

Apr 02, 2017 10:21

Ещё лет пять назад я даже подумать не мог, что это когда-нибудь может стать реальностью. В то время полет на Луну я представлял лучше, чем себя, стоящим лицом к лицу с высочайшей горной вершиной Земли - Эверестом. Все, что я раньше видел в фильмах про Гималаи, казалось мне просто нереальным, неземным, невозможным и уж точно не для меня. И вот сегодня она передо мной! За эти пять лет я перечитал уйму информации, пересмотрел миллион картинок... Но чтобы описать те эмоции, которые испытываешь стоя перед ней вживую, не хватит никаких прилагательных в превосходной форме! Я забыл про все! Я даже забыл про осточертевший мне за неделю пути рюкзак, который ещё обратно тащить столько же :) Это было очень красиво и тяжело. Даже не знаю что больше. Временами мне казалось, что кто-то наверху решил устроить мне краш-тест :) Палящее солнце, ветер, сбивающий с ног, снег, град.. все это менялось друг за другом по несколько раз на дню. Каждое утро наблюдал одним глазом, что вода в бутылке опять покрылась льдом, а тебе как-то нужно собраться духом и вылезти из спальника.. И в тот момент, когда предел уже был вот вот.. случалось что-то хорошее :) Либо выглядывало Солнце среди затянутого тучами неба, либо кто-то любезно давал мне кувшин с тёплой водой чтобы умыться.. В общем, суровые тут места :) Ожидал, что будет попроще. Зато теперь я знаю цену кувшину с тёплой водой ;)


Фото 2. Путь каждого трекера к Эвересту начинается с небольшого посёлка Лукла, где имеется взлетно-посадочная полоса для легкой авиации. Это один из самых опасных аэропортов в мире: ВПП аэропорта составляет всего 527 метров и расположена под уклоном в 12 %. Такой уклон способствует эффективному взлету и торможению на такой короткой полосе. Аэропорт находится высоко в горах - 2860 м над уровнем моря, с одной стороны ВПП обрыв около семиста метров, с другой - скала. Разогнаться не успел - кирдык) Оттормозиться не успел - кирдык) Аттракцион ещё тот :) Работа аэродрома очень сильно зависит от погоды!


Фото 3. На обратном пути три дня подряд в горах была проблема с погодой и единственный в округе аэродром не мог принимать самолёты. В Лукле скопилось много народа. Вариантов не много: либо пешком в Катманду, а это 5-6 дней, либо вертолетом за 500 баксов, либо ждать погоды.. В офисе авиакомпании на вопрос "Что делать?" вполне серьёзно посоветовали читать хорошие мантры чтобы погода завтра наладилась :) Ждал погоду, читал мантры и продолжал покорять "Эверест" в виде бутылочки местного пива с одноименным названием :)


Фото 4. По пути из Луклы в Намче-Базар


Фото 5. Намче-Базар - небольшой посёлок, расположенный в двух днях пути от Луклы на высоте 3440 метров над уровнем моря в Гималаях. Намче называют столицей шерпов. По местным меркам это достаточно крупный посёлок. Тут есть связь и даже вайфай. Для трекеров это отличное место для акклиматизации. В общем, отдохнул денёк тут, погулял по округе, немного акклиматизировался.


Фото 6. В окрестностях шерпландии, так ласково называют альпинисты Намче.


Фото 7. Шерпы - народность, живущая в Восточном Непале, в районе горы Джомолунгма. Шерпы - потомки тибетцев. Поскольку большинство населенных пунктов в районе Эвереста не имеют ни автомобильных дорог, ни аэропортов, шерпы незаменимы в качестве носильщиков. Все, что есть в горах, принесено на их плечах. Несут они действительно все: продукты, одежду, строительные материалы и даже холодильник (я сам видел). Даже представить трудно насколько это тяжело! Так что кто там жаловался на тяжелую работу в офисе?


Фото 8. В Намче есть действующий монастырь. Если будет время, рекомендую заглянуть в гости, посидеть на службе, проникнуться состоянием и просто отдохнуть.


Фото 9. Панорама на ближайшие два дня. Челюсть упала когда впервые увидел все это :)


Фото 10. Утро в Дингбоче (4400), за окном лежит снег - ночью выпал и еще не растаял. Немного ошарашен таким сюрпризом и тем, что пришлось сначала бить лед в бочке чтобы умыться. Но при этом красота... глаз не оторвать!


Фото 11. Тут я провел еще один акклиматизационный день с восхождением на вершину Чуккунг Ри (Chhukung Ri) 5550м. Подъем традиционно в 6:00, пока погода не испортилась. Температура в лодже около ноля.


Фото 12. Чтобы элементарно умыться, приходилось собирать всю силу воли в кулак... ну и всю имеющуюся одежду натягивать на себя, включая пуховик.


Фото 13. Примерно с обеда стабильно все заволакивало облаками, но от этого картинка вокруг становилась еще загадочнее и нереальнее.


Фото 14. В Дингбоче мне понравилось! Тут очень уютно, много лоджий и целый вечер можно наслаждаться видом на вершины Лходзе (8501 м), Ама Даблам (6856м) и Айленд Пик (6189м), если конечно погода позволит.


Фото 15. Выдвинулся в сторону Горак Шеп - место следующей ночевки. Группа японских туристов идет чуть впереди. Для меня это было спасение в тот день, т.к. у них был гид, хорошо знающий эти места, тогда как я немного опасался заблудиться в таком тумане, да и еще снег с утра присыпал все вокруг, в т.ч. и так еле заметную тропинку.


Фото 16. На высотах от 4000м. и выше получалось так, что я каждый день видел как кого-то эвакуировали. Либо люди при первом же симптоме горной болезни вертолёт вызвали либо совсем халатно отнеслись к правильной акклиматизации - не знаю, но факт остаётся фактом. Уже тут я узнал, что скорость эвакуации сильно зависит от страховой компании. Если страховая компания солидная, то вертолет прилетает в течении часа, если не очень, то бывали случаи, люди по три дня ждали помощи. А если тебя действительно плющит, то за три дня и сдохнуть можно :) При отсутствии страховки стоимость эвакуации вертолетом, а тут по другому никак, может составить 6-8 тысяч долларов, день нахождения в хорошей клинике - 2 тысячи все тех же долларов.. Так что отправляясь в горы нужно очень серьёзно отнестись к выбору страховой, да и наличию страховки тем более! Собираясь один в трек я брал с собой приличную аптечку и почти треть этой аптечки скормил нуждающимся :) Совсем не понимаю чем люди думали когда без элементарного цитрамона на такие высоты шли...


Фото 17. На этом фото только знающий человек сможет отыскать тропинку


Фото 18. По пути в Горак Шеп


Фото 19. Ледник Кхумбу. Язык ледника движется со скоростью около 180 м в год. Вокруг уникальная тишина, нарушаемая только скрипами и вдохами ледника. Очень непривычные ощущения. Ледопад Кхумбу также является самым опасным участком маршрута восхождения на Эверест через Южное седло, так как он постоянно находится в движении, и там часто происходят ледовые обвалы.


Фото 20. Горакшеп - замёрзшее дно озера, покрытое песком, а также небольшая шерпская деревушка около него. Расположено на высоте 5164м недалеко от базового лагеря Эвереста. Тут можно переночевать и сгонять на соседнюю горку - Калапатар (5550) - с которой открывается очень хороший вид на сам Эверест и все близлежащие пики. Done!


Фото 21. А вот и сам базовый лагерь Эвереста (5400) и ледник Кхумбу на заднем плане.


Фото 22. Базовый лагерь Эвереста - Мекка для альпинистов всего мира, да и просто любителей гор. Именно тут проходят акклиматизацию все желающие подняться на высочайшую вершину планеты в течении двух месяцев. Здесь постоянно находится достаточно большое (относительно конечно) количество людей. И данный факт помимо лицевой стороны медали имеет и обратную. Так всем этим людям постоянно нужно есть, спать, ходить в туалет, мыться... в общем все как и на земле :) И кто-то, как вы понимаете, должен все это обеспечивать. Так если бы по нужде все бегали бы за ближайший камушек, то в скором времени это место превратилось бы в огромную канализацию или помойку.


Фото 23. На фото можно увидеть маленькую палатку - туалет, а внизу, если приглядеться, синий бак. Так вот: вынести 1кг какашек с базового лагеря до высоты, на которой этот продукт сможет разлагаться естественным путём, стоит 200 непальских рупий. Учитывая, что в бочке помещается примерно 60кг., вынести одну бочку стоит 12000 рупий или примерно 120 долларов. А сколько ещё каждый человек производит прочего мусора... Вот такая говняная математика выходит :) Так что альпинизм - это не только романтика, звезды и горы...


Фото 24. Слева виден Горак Шеп, а справа ледник Кхумбу


Фото 25. Больше всего на моем маршруте меня беспокоил переход через перевал Чо Ла. Сho La Pass овеян легендами не столько древними и местными, сколько современными и туристическими. Регулярно на Cho La Pass пропадают люди: туристы, треккеры, альпинисты… Их ищут какой-то разумный срок и, как правило, не находят. Еще в Катманду за день до выхода подслушал в кафешке как группа только что вернувшихся туристов обсуждала поиски только что пропавшего парня на этом перевале.


Фото 26. На этом фото не зная даже и не разглядишь путь через перевал, хотя он буквально прямо по центру..


Фото 27. Частые камнепады, большое количество расщелин в сыпучих больших камнях, ледник на спуске с перевала Cho La Pass в поселок Дзонгла, отвесные ущелья по бокам перевала и небольшое, но опасное озерко прямо под перегибом перевала в верхней его точке, - все это предоставляет идущему через Cho La Pass огромное количество возможностей навернуться так, что костей не соберешь. Одно неловкое движение - и ты летишь, но совсем не как птица…


Фото 28. Отсюда, собственно, хорошо видны все эти возможности... Все вполне проходимо, если не ухудшилась погода, если внезапно не выпало много снега, если не посыпались камни, если эти камни не увлекли тебя в ущелье, если не подвернул ногу, если не нарушилась координация от горной болезни, если не стало плохо с сердцем от высоты… Список этих «если» немаленький. Крайне не рекомендую идти этот перевал в плохую погоду!


Фото 29. Мне очень подфартило тут. Во-первых, вечером в лодже я зазнакомился с гидом небольшой группы японцев. Говорю, можно я тут за вами хвостиком этот перевал пойду? Ребята не возражали и я уже был не один. Во-вторых, погода.. нам очень повезло, что перевал был открыт от облаков. Правда для этого пришлось вставать в 5 утра.. А уже буквально на спуске с перевала накатила туча и накрыла его полностью.


Фото 30. Про погоду в горах. Эти два кадра - этот и следующий - были сняты в одном и том же месте с разницей всего в ДВА часа! А на завтра снова лето..


Фото 31. Вот как бывает!


Фото 32. Посёлок Гокио. Располагается на высоте 4750 м на берегу третьего озера и у самого подножья пика Gokyo Ri (5483). Тут есть где переночевать, поесть и отдохнуть. Больше он собственно ничем не примечателен.


Фото 33. Гокио на закате дня


Фото 34. С пика Гокио открывается вид на четыре «восьмитысячника» - Джомолунгма (Эверест), Лхоцзе, Чо-Ойю и Макалу. Ради этого вида и шел. Но мне не посчастливилось их увидеть. Пока поднимался, все затянуло облаками и спускаться уже пришлось в полном "молоке". Но в любом случае очень рекомендую эти места к посещению! Красиво тут!


Фото 35. Слева виден ледник Нгозумба. Ледник - это гигантская ледяная река, которая тащит на своем горбу тысячи тонн камней и подмывает берега со скоростью около 2 метров в год. Так пишут… я не знаю, насколько эти данные точны. Пока стоял тут, со всех сторон неслось шуршание и стук камней. Это осыпаются крутые склоны-берега безжалостной «реки» Нгозумба. На самом леднике из-за того находиться немного жутко. Постоянно что-то осыпается, рушится, гремит..


Фото 36. На вопрос: "А че не сразу на верх?". С каждым годом количество альпинистов и туристов, которые мечтают попасть на Эверест, только увеличивается. Теоретически сейчас каждый может попробовать свои силы в этом не лёгком деле. На практике же кроме хорошего здоровья, силы воли, желания и просто везения нужно немалое количество денег и времени. Эверест - одна из самых дорогих для восхождения вершин мира. Так стоимость подъема в составе коммерческой экспедиции в среднем стоит порядка 65000 долларов и занимает порядка двух месяцев. И это не предел. Оборудование, обеспечение функционирования базового и штурмовых лагерей, страховка, кислород, пермит, связь, прогноз погоды, навешивание перил... и это только начало, для обеспечения среднего уровня комфорта и безопасности.. Вот такая она - обратная сторона романтики. Так что может в следующий раз :)


2016, Непал

Previous post
Up