Почему СССР проиграл битву за Будущее? (ч 1)

Jan 23, 2024 11:08

Максим Калашников
Вышел в свет 8-й номер журнала Изборского клуба. В нем вышла и третья часть моего исследования - «Как устроено русское чудо». Вот ссылка (читать с 66-й страницы):
https://izborsk-club.ru/magazine_files/2023_08.pdf
А для вас - одна из главок моей скорой новой книги.

ТРИЛОН И ПЕРИСФЕРА ПРОТИВ СЕРПА И МОЛОТА

О войне за футуристику и цивилизационное превосходство, которые не успел выиграть Иосиф Сталин

Если ты не создаешь своего Будущего, то обречен попасть в чужое, созданное твоими цивилизационными врагами. Которое и за твоей счет строится - и против тебя.
Вступая в опасную эпоху «новых 1930-х» и сталкиваясь с новым видом фашизма, мы должны ответить на крайне болезненный для русских вопрос. Как вышло, что СССР, созданный как страна-первопроходец и царство футуристики, сам отказался от роли пионера и демиурга грядущего? Сам сломал оружие Победы (тот самый Спецкомитет Берии) и не смог соединить его с дерзким воображением?

И начнем мы на сей раз с опыта нашего главного врага. Ведь в 1939 году началась не только Вторая мировая. Незадолго до нее разразилась война за будущее всего мира, в которой СССР проиграл. Во имя нашего грядущего мы обязаны изучить и горький опыт Русской цивилизации.

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА, НАЧАВШАЯСЯ 30 АПРЕЛЯ 1939 ГОДА…
Если вы хотите увидеть то, что создало мир Запада 1950-1970-х годов, а во многом продолжает его формировать и сейчас, вам нужно отправиться на Всемирную выставку, что открылась в Нью-Йорке 30 апреля 1939 года.










Огромная по размаху, непревзойденному и поныне, с 44 миллионами посетителей за год работы, она глубоко потрясла современников. По сути, изменила сознание целого народа (посещали ее в основном американцы, население США тогда составляло 130 миллионов душ). Тогда, накануне страшной войны, когда еще электроника была громоздкой и ламповой, антибиотики делали самые первые шаги, а в небе даже монопланы не успели вытеснить громоздкие бипланы, американцы устроили грандиозную выставку «Мир завтрашнего дня», торжественно открытую президентом Франклином Рузвельтом. Символом его стали Трилон и Перисфера: 215-метровая башня-игла с мощными громкоговорителями, устремленная в небеса - и шарообразное здание, внутри коего посетители могли видеть макет-панораму гармоничного города будущего - Демокрасити. Похожую эстетику вы можете наблюдать на послевоенной московской ВДНХ. Да-да, в той самой взмывающей в небо титановой ракете и в шарообразной кинопанораме.


Люди выходили с выставки зачарованными. Именно на ней миру представили нейлон и цветную фотографию. И человекоподобного робота Электро компании «Вестингауз», который уже разговаривал, подчинялся голосовым командам и даже считал посетителей. Но нужно смотреть не на отдельные экспонаты, а на все в целом. Там гостей погружали в реальность через двадцать лет. В 1960-й год и даже дальше. Показывали то, что будет с транспортом, путями сообщения, городами, управлением, продовольствием. Здесь люди могли видеть скоростные поезда-модельки, которые доставляют людей в ракетопорт - и оттуда они улетают к другим планетам. В павильоне газовой промышленности гостям показывали грядущую газификацию страны и все, что может дать Соединенным Штатам эта отрасль. А рядом были павильон авиации, транспорта, медицины. Работали сектора быта и обихода, благоустройства. Павильоны, покрытые светящимися красками, загадочно и волшебно фосфоресцировали в лучах газосветных лап и ультрафиолетовых прожекторов. Поставили даже показательный городок с разными типами зданий будущего.




А какие сильные впечатления оставляло посещение павильона автостроительной компании «Дженерал Моторз»! В ее павильоне гости на специальном поезде из кресел перемещались над макетом Америки 1060 года - «Футурамой». Словно летя на самолете, они страну, опутанную сетью моторвэев - скоростных шоссе. По ним мчались на большой скорости игрушечные машинки. А диктор пояснял: сеть таких дорог словно сожмет огромную страну, сделает доступными ее природные богатства, обеспечить достаток гражданам и процветание всей стране. Автомобили на удобных моторвэях смогут перемещаться безопасно, со скоростью в 150 километров в час, причем достаточное расстояние между машинами будет выдерживать специальная радиоаппаратура. Елки-палки, да это же современные умные дороги, которые создаются сегодня, восемьдесят лет спустя! А «Футурама» показывала сие в 1939-м. Удобные развязки, никаких пересекающихся потоков авто. Просторные города, утопающие в зелени, полные света и воздуха. В городах уже есть площадки для личного воздушного транспорта: вертолетов и гиропланов.

А вот ферма будущего: с последними научными достижениями в физике и химии, автоматизированная и высокопродуктивная. Ее питает энергией мощная ГЭС. Благо, правительство Рузвельта воплотило программу электрификации сельских территорий. А рядом - аэропорт у города, где причаливают и большие трансконтинентальные дирижабли, и пассажирские самолеты взлетают-садятся. Причем воздушная гавань - это одновременно узел и железных дорог, и автомобильных трасс. А в городе - широкие улицы, и пешеходы не пересекаются с автомобилями.
https://youtu.be/sClZqfnWqmc

image Click to view


Создал «Футураму» энтузиаст грядущего мира и промышленный дизайнер Норман Бел Геддес (1898-1958 гг.). Да, такая акула большого бизнеса, как «Дженерал Моторз» выказала удивительную прозорливость, профинансировав работу дизайнера-футуролога для той выставки. Это как если бы в СССР какое-нибудь Министерство среднего машиностроения (атомная отрасль) щедро оплатило бы создание макета будущего Советского Союза. Такого у нас нельзя представить? А вот в Америке времен Рузвельтова Нового курса автомобилестроительная корпорация, как видите, с помощью смелой футурологии проталкивает в жизнь строительство не машин, а сети скоростных трасс. Суля на выходе изобильную жизнь людей и фактически новую цивилизацию. Оцените тонкость замысла…

А в шарообразной Перисфере зрители, словно паря в воздухе на эстакадах, могли видеть живой, действующий макет еще одного города грядущего - Демокрасити. Созданный учеником Геддеса - Генри Дрейфусом (1904-1972 гг.) Итак, в центре города, состоящего из концентрических поясов-окружностей - огромный стоэтажный небоскреб. Средоточие административных и деловых контор. Рядом - торговая и культурная часть. А в поясах-окружностях - сперва плезантвилли, «города наслаждений»: жилые комплексы из индивидуальных домов на одну семью. Их пояса разделены прекрасными кольцевыми парками. А дальше - пояс миллвиллей, промышленных комплексов, «заводоградов». Движение удобное, опять делается ставка на автомобили и широкие дороги…

На Всемирной выставке-1939, можно было увидеть удобные индивидуальные дома, с просторными террасами и панорамными окнами. С прекрасно оборудованными кухнями, с кондиционерами и пылесосами. С отличными телевизорами и радиоприемниками, с телефонами. Рузвельт здесь полностью выигрывал у гитлеровской Германии. Там такого наглядного образа Страны Счастья не имелось. Только грандиозные архитектурные проекты…

В этом мире хотелось очутиться и жить. Примечательная деталь: именно в рамках грандиозной экспозиции «Мир завтрашнего дня» в 1939-м прошел первый Всемирный конвент научной фантастики (знакомый нынче Worldcom), и среди его участников - любимые мною Айзек Азимов и Спрэг де Камп. Тут попробовали показать даже одежду будущего…

Удивительно, насколько здесь удалось свести воедино дерзкое воображение и предвидение с хваткой и футуристикой капитанов большой промышленности, с отточенным интеллектом конструкторов да инженеров. Альянс оказался на редкость удачным: фактически Америка показала свою мечту-программу. Каковую, в общем, к началу 1970-х в основном и воплотила, за исключением космопортов. (Как хозяева США отказались от космической экспансии в начале семидесятых и СССР за ними последовал - тема отдельная). Да, почва для такого психоисторического (использую термин Азимова) прорыва имелась. Америка была охвачена порывом в манящее Завтра, причем именно в американском облике. Футуристикой был одержим сам президент Франклин Рузвельт, издавший в 1933-м свою книгу «Глядя вперед», где рисовал электрифицированные чистые города с уютными кварталами домов на одну семью и вынесенной подальше от них промышленностью, весьма похожие на то, что показали на той удивительной выставке. Сама страна зачитывалась первым в мире журналом научной фантастики «Удивительные истории» («Эмэйзинг строриз») , учрежденном в 1926 году изобретателем и предпринимателем Хьюго Гернсбэком (1884-1967 гг.), открывшим миру плеяду нынешних классиков жанра. С 1929-го журнал превратился уже в «Чудесные истории» и выходил до 1936-го. Он звал мальчишек и девчонок в пленительные космические дали и в тот, в общем, мир, что потом показали на выставке 1939-го. А параллельно с Гернсбековым журналом выходил еще один фантастический альманах - «Эстаундинг сториз» («Поразительные истории», 1930-1960 гг.) В американской битве за Будущее соединялись познание, техника - и пылкое воображение.

И как бы это ни было нам неприятно, но та выставка стала первой победой Соединенных Штатов в незримой войне за создание выгодного для них мирового Будущего. Первой серьезной попыткой скрестить большие капиталы, смелое научно-техническое творчество и самую буйную фантазию писателей и футурологов. «Мир завтрашнего дня» не стал оторванной от реальности иллюзией. Да, он состоял из макетов и моделей, как сейчас бы сказали - концептов. Но уже в 1950-е годы моторвэи пришли в виде грандиозной сети скоростных трасс - хайвэев - строительство коих развернется при президенте Эйзенхауэре. Автомобили, телевизоры, бытовая техника в каждой семье - все это начнет стремительно превращаться в сбывшую мечту уже со второй половины 1940-х. А потом придут и роботизация, и умные дороги… Кстати, программа построения обеспеченной жизни среднего класса, в телесно-образной форме явившаяся на той исторической выставке, прямо продолжается в заключительной части мультфильма «Одержимый борьбой за выборы» 1944 года - агитационной анимации в поддержку президента Рузвельта (Hell-Bent For Election, https://youtu.be/UhHaCEdeDPA)

«Мир завтрашнего дня» 1939 года стал воплощением некоей «земли обетованной» для среднего класса. Программой общества всеобщего благосостояния, того самого социального государства или Великого общества (термин президента Линдона Джонсона в 1964 году). Осязаемым образом Золотого века белой Америки. То, что в основном удалось построить к 1969 году, как раз под рок-фестиваль в Вудстоке и под рев дюз мощнейшей «лунной» ракеты «Сатурн», взлетающей в белых клубах от испаряющегося жидкого кислорода. В 1939-м на футуристической выставке не хватало только атомной энергии и реактивной авиации, но они легко затем впишутся в образ завтрашнего дня образца 1939-го. В реальность Трилона и Перисферы.

Увы, в СССР при Сталине подобного не сумели породить. И знаменитая ВДНХ, хотя и планировалась как чудесный город нашего Завтра, некое окно в нашу будущую реальность, таковыми так и не стала. Осталась все-таки набором отраслевых и республиканских павильонов. И хорошо, что пока наш враг не устроил сегодня ничего подобного. Никакой выставки воплощений «мечты Клауса Шваба и Греты Тунберг».
Однако опытом врага нам не грех воспользоваться сегодня. Ибо нынешняя РФ оказалась в положении, весьма близком к состоянию Соединенных Штатов 1939 года…
https://youtu.be/PD9qwnMArMI?si=0BdG2hVeiZ5fxvQI

image Click to view



Кстати, на разрекламированной выставке «Россия» на ВДНХ, открывшейся осенью 2023-го, никакого будущего страны-то и нет…
Окончание следует
https://m-kalashnikov.livejournal.com/4503311.html
...

Максим Калашников, Изборский клуб, футурология, СССР

Previous post Next post
Up