Максим Калашников
НТР-НОВОСТИ ВТОРОЙ ХОЛОДНОЙ
На Западе - роботы, в РФ - футбол, пропаганда и рейтинг
Думаю, что пора немного отвлечься от политики и бесконечной «сирийской жвачки». Давайте обратим внимание на один из самых важных фронтов Второй Холодной войны: научно-технический. Что делает противник и как на этом фоне смотрится «энергетическая свехдержава» (она же - сырьевой придаток)?
***
В США свое новое поколение человекоподобных роботов (андроид - человекоподобный) показала «Бостон Дайнемикс».
https://www.youtube.com/watch?v=rVlhMGQgDkY Click to view
http://naked-science.ru/article/hi-tech/amerikanskaya-boston-dynamics«Знаменитая Boston Dynamics показала нового робота. Речь идет о следующем поколении человекоподобных Atlas. Устройство стало еще более совершенным в сравнении со своими прародителями.
Atlas - один из самых амбициозных проектов Boston Dynamics и один из самых совершенных человекоподобных роботов на планете. Инженеры компании уже представили несколько версий устройства, постепенно улучшая его главные показатели. Новая версия получила принципиально иные возможности. Так, робот хорошо держит равновесие, даже если его хорошенько ткнуть. А если он опрокинется на спину, то сможет самостоятельно встать, как человек. Последнее уже успели назвать мини-революцией, ведь до этого ни один антропоморфный робот не мог делать ничего подобного. Если происходило что-то похожее, то устройства, как правило, нужно было не только поднимать, но и перезагружать.
На представленном видео можно рассмотреть то, как Atlas открывает дверь, двигается по заснеженному лесу, а также поднимает ящик весом 4,5 кг. Отметим, что изменился и внешний вид робота: теперь он чем-то похож на человекоподобного дроида из фантастической вселенной Star Wars.
«Новая версия Atlas спроектирована для действий на улице и внутри зданий. Он двигается на электричестве с помощью гидравлических систем. Он использует сенсоры в теле и ногах для равновесия, и лидар вместе со стереосенсорами в голове, чтобы избегать препятствий, оценивать местность и выбирать оптимальное направление. Робот весит 82 килограмма, а его рост - 175 см», - сообщает пресс-релиз Boston Dynamics. Очевидно, в будущем создатели хотят сделать Atlas еще более совершенным.
Компания Boston Dynamics была основана в 1992 году и сейчас является, пожалуй, самым известным производителем роботов. Широкую известность получили четвероногие детища компании, такие как BigDog, CHEETAH, LittleDog. Кроме этого, в недрах Boston Dynamics был разработан шестиногий робот RiSE. Инженеры компании также представили двуногого PETMAN, который пригодился для испытаний средств индивидуальной защиты.
При всем этом далеко не все складывается в пользу Boston Dynamics. Так, ранее Корпус морской пехоты США отказался от использования разработанных компанией четвероногих роботов. Были испытаны бензиновая и электрическая версии устройств. Первая оказалась чрезмерно шумной, а электрическая, хотя и работала очень тихо, переносила слишком мало грузов (роботов хотели использовать именно для этого). Другие трудности оказались связаны со сложностью конструкции, делавшей починку устройств в полевых условиях почти невозможной…»
Хотя на пути человекоподобных роботов еще много препятствий, очевидно постоянное движение американцев по этому пути. К стаям боевых роботов, которые сметут с дороги прежние танки. Станут помощниками на поле боя. Да и другие функции смогут выполнять.
Что всему этому противопоставляет РФ? Разве что андроидов в Госдуме РФ. Но они для боя бесполезны и могут лишь послушно голосовать по команде из администрации президента РФ (со Старой площади). Наверное, еще можно назвать человекоподобного Сердюкова - тоже «чудо техники». Он бы и армию США развалил (потенциально). Дело за малым - убедить Вашингтон назначить Сердюкова главой Пентагона. А пока этого не получается, Сердюков, увы оперирует в РФ. И не на зоне в Мордовии, увы.
Тем временем, помимо сухопутных роботов у нашего врага появляются и воздушные мулы. Беспилотники-дроны, способные по воздуху переносить четыреста с лишним кило груза (тысячу фунтов), снабжая боевые подразделения. Например, спецназа.
***
https://www.youtube.com/watch?v=tvw-XIHvzv8 Click to view
Речь идет об испытаниях израильского БПЛА «Воздушный мул» (он же - «Баклан»). 440 кг полезного груза он может переносить со скоростью 180 км/час на 250 км. Он гораздо дешевле вертолета и не нуждается в оборудованных площадках для взлета-посадки. По грузоподъемности он примерно соответствует По-2 времен Великой Отечественной, с помощью коих шло снабжение партизан в тылу немцев (аналога отрядов спецназа). По расчетам, 12-15 «бакланов» могут обеспечивать действия трех тысяч бойцов.
Само собой, это - потенциально еще и отличная платформа для применения управляемого противотанкового оружия, способная сидеть в засаде.
Интересно, получит ли русский спецназ нечто подобное? Полковник Владимир Квачков инициировал десять с лишним лет назад разработку многоцелевого вертолетного дрона в КБ имени Камова, но работа не пошла дальше эскиза. Очевидно, в случае войны функции «бакланов» в РФ будут выполнять футбольные и зимне-сочинские стадионы и очень дорогие футболисты-наемники, играющие в наших клубах.
А если без шуток, то маленький Израиль опередил РФ в серийном производстве передовых БПЛА У него, в отличие от РФ, уже есть вооруженный (ударный) дрон ХАРОП, который, будучи в разы дешевле крылатой ракеты, умеет атаковать корабли и тяжелую технику. Будь такие машинки у армии ЛДНР, принесенные ветром с севера - и она могла бы переколотить технику ВСУ.
https://youtu.be/shHU6x2YacM Click to view
Тем временем, в США идут работы на дроном вертикального взлета-посадки для кораблей ВМС. Фирмы «Нортроп-Грумман».
Даже небольшие корабли ВМС США получат летающие разведчики-целеуказатели. Сейчас такие функции выполняют более дорогие вертолеты на палубах фрегатов и эсминцев. Но если во флотах Японии (эсминцы) и Турции (фрегаты) морские палубные вертолеты - обыденность, то в ВМФ РФ их практически не имеется. Достаточно взглянуть на боевые корабли ЧФ. А тут Запад совершает еще один шаг вперед. Создавая систему «корабли - БПЛА». Помяните мои слова, следующим шагом станет превращение танков в цент управления стаей летающих роботов.
Но такого в РФ нет. Так что по части создания техники будущих войн Москва хромает на обе ноги. Она даже и в традиционной боевой технике начинает утрачивать рынки сбыта.
***
Как сообщил журнал «Эксперт» (А.Хазбиев) Иран с презрением отворачивается и от предлагаемых ему РФ танков Т-90, и от авиалайнеров «Сухой Суперджет». Он не считает Москву носительницей передовых технологий. Об отказе покупать Т-90 у РФ сообщил главком сухопутных войск Ирана Ахмад-Реза Пурдостан (он говорит от налаживании производства иранского танка «Карар»). Также иранцы не спешат покупать комплексы С-400 (Рогозин так и не подписал с Ираном ни одного крупного оружейного соглашения). А в области гражданской авиации Иран одновременно подписал контракт с ЕС о закупке 118 «аэробусов» на 25 млрд. долларов. При этом Иран отказывается от «суперджетов» и готов еще купить сорок региональных самолетов европейского концерна ATR.
Если учесть, что Иран не торопится снижать добычу своей нефти и готов вышибать с нефтяного рынка РФ, то словеса Кремля о каком-то союзничестве с Тегераном повисают в воздухе. Иранцы не считают РФ серьезным партнером, они не станут чрезмерно лить свою кровь в Сирии и с ходу переориентируются на Запад после снятия санкций.
Москва сама вышибла себя из Ирана, толком не использовав период, когда Тегеран был под санкциями. Даже с началом вставально-с-коленного периода с 2000 года РФ поочередно упустила возможность наладить лицензионное производство в Иране лайнера Ту-334 (РФ не стала его производить его у себя, начав аферу с «суперджетом»), затем - поставки в Иран русских локомотивов и вагонов, а потом - сорвав сделку с поставкой в Иран ЗРК С-300. Москва немилосердно затянула достройку Бушерской АЭС (сам слышал анекдоты иранцев по ее поводу). В результате сейчас Иран отворачивается от РФ. Ибо он считает, что сырьевая страна может дать ему только остатки былого советского потенциала. А новейшие технологии - они ведь на Западе.
Иранцев почему-то не впечатлили гигантские (под сотню миллиардов долларов) вложения Москвы в олимпиаду и футбольные игрища. Наверное иранцы очень глупы. Ну что может быть важнее спортивных духоскрепительных побед РФ? А какие-то там электроника, дроны авиалайнеры, лазерные мехатронические станки - это ведь чушь собачья. Кому они нужны?
Так что иранские глупцы пока выбирают Запад как главного партнера и хотят производить свое оружие, а не покупать его у Москвы. Кстати, в ответ на предложение оной поставить самолеты Су-30 иранцы потребовали перенести его производство в Иран, да еще и совместных НИОКР по созданию особой модификации «тридцатки». При этом - в кредит, за счет РФ. В то время, как ЕС они готовы платить сами. Факт тоже красноречивый.
Но зато у нас есть золото сочинской олимпиады, россияне!
***
Тем временем, янки наращивают натиск на энергетически-техническом направлении. Во-первых, пробная партия сжиженного природного газа (СПГ) официально покинула американские берега. 24 февраля 2016 года танкер СПГ "ASIA VISION" с грузом порядка 150 000 кубов сжиженного газа отошел от причала экспортного терминала «Sabine Pass LNG» компании «Cheniere Energy» и взял курс на Бразилию. «Газпром», конечно, не поставляет газа в Латинскую Америку, но появление в мире нового газового поставщика объективно сдержит рост цен на природный газ. «Газпром»-то упустил 15 лет для налаживания своего (независимого от уязвимых газопроводов) экспорта СПГ с Ямала в Европу (через порт Сабетта). Кремль же в основном олимпийским строительством и вложениями денег в американские облигации занимался, не понимая, что теряет даже рынки сырья. Очень красноречивая деталь: годовой объем финансирования российского Фонда перспективных исследований до начала девальвации рубля в 2014 году составлял всего 3 млрд. целковых. Примерно в тридцать раз меньше, чем у американского аналога ФПИ, DARPA. Или стоимость 1/10 части одного футбольного стадиона к мундиали-2018. Сами видите, каковы приоритеты у правящих в Эрэф обывателей.
Хозяева США при этом вовсю развивают производство электромобилей. Ибо они, как считают янки, даже заряжаясь электричеством с помощью электростанций на огневом топливе, все равно сбивают спрос на бензин и могут сократить суточную потребность мира в нефти на 2 млн. баррелей. Ну, а если будут найдены новые источники энергии (компактный ТЯ-реактор, например), то картина для нефтяных стран станет еще чернее.
По тому же пути «электромобилизации» двинулся и Китай. Причем с решениями на самом высшем уровне.
«…Пекин, 26 февраля /Синьхуа/ -- За последние два года в Китае быстрыми темпами выросли объемы производства и сбыта автомобилей на новых энергоносителях, удалось добиться заметных успехов в их разработке и продвижении, а также улучшении технических характеристик таких автомобилей.
Данные успехи стали возможными благодаря поддержке китайского правительства, которое рассчитывает, что популяризация автомобилей на новых источниках энергии будет способствовать охране и улучшению окружающей среды и позволит придать новую движущую силу развитию национальной экономики.
В 2015 году в Китае наблюдалась тенденция непрерывного и динамичного развития индустрии автомобилей на новых источниках энергии. Данные Ассоциации автомобилестроительной промышленности Китая показывают, что за весь 2015 год в стране был выпущен 340 тыс 471 автомобиль, работающий на новых энергоносителях, что в 4,3 раза превысило показатель предыдущего года. При этом было реализовано 331 тыс 92 таких автомобиля /рост в 4,4 раза/.
На днях в китайской газете "Цзинцзи цанькаобао" была размещена статья, в которой говорится, что индустрия автомобилей на новых источниках энергии в Китае имеет широкие перспективы развития, в 2020 году общие продажи такого рода автомобилей в стране ожидаются на уровне 2 млн единиц.
24 февраля этого года под председательством премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна состоялось очередное заседание Госсовета, на котором была подчеркнута необходимость освоения ключевых технологий и устранения различных препятствий в пользу ускорения развития отечественной отрасли производства автомобилей на новых энергоносителях.
Согласно решению, принятому на данном заседании, в стране предстоит, во-первых, осуществить революционный прорыв в разработке аккумуляторов для электромобилей, содействовать созданию средними и малыми предприятиями, вузами и научно-исследовательскими институтами единой инновационной площадки для достижения такого прорыва, выделить из центрального бюджета денежные средства на вознаграждение предприятий за успехи в производстве в соответствии с рядом показателей, касающихся, в частности, технических характеристик аккумуляторов и объема их сбыта.
Во-вторых, Китай планирует расширить использование автомашин на новых энергоносителях в сферах городского транспорта, логистики, организации уборки и обеспечения чистоты городских территорий. Для центральных государственных органов, а также административных департаментов и общественных учреждений в городах, где осуществляется эксперимент по продвижению таких автомобилей, их доля в общем числе ежегодно покупаемых автомашин должна превысить 50 проц.
В-третьих, необходимо форсировать строительство зарядной инфраструктуры для электротранспорта. На настоящий момент ее недостаточное развитие является одним из главных препятствий при распространении электромобилей в Китае. В связи с этим надлежит реализовать требования, связанные со строительством зарядных колонок в жилых микрорайонах, на территориях партийных и административных органов, предприятий и общественных учреждений, в аэропортах, туристических зонах и других местах.
Сообщается, что в декабре 2015 года Государственная электросетевая корпорация Китая объявила о плане увеличить к 2020 году число зарядных станций и колонок в стране до 10 тыс и 120 тыс соответственно. Сеть зарядной инфраструктуры охватит 202 города и скоростные автодорогипротяженностью 36 тыс км.
К настоящему времени в Тайюане, административном центре провинции Шаньси на севере Китая, уже сдано в эксплуатацию более 300 электротакси. В Шанхае, Шэньяне, Гуанчжоу и других китайских городах также приняты меры, призванные содействовать продвижению автомобилей на экологически чистых энергоносителях…»
Что-то я не припомню, чтобы в Кремле проходили совещания по развитию производства в РФ промышленных роботов или освоению открытия русского геолога Ларина, обнаружившего на нашей территории массу выходов природного водорода из недр Земли. А ведь это - новая даровая энергия.
Вместо того, чтобы наращивать финансирование разработок новой техники РФ, Минфин требует полностью отказаться от такой строки в антикризисной программе-2016, как «Поддержка создания новых образцов в машиностроении» на 21 млрд. рублей. Сия сумма сопоставима со стоимостью одного лыжного трамплина в Сочи. Видимо, трамплин и заменит РФ новую технику.
Тем временем, сказалось еще одно последствие 15-летнего идиотизма и безделья Кремля, так и не удосужившегося хотя бы часть нефтяных триллионов «тучных лет» направить на создание в РФ передовой электронной индустрии.
***
«…Российские спутники из-за импортозамещения оказались слишком тяжелыми.
http://www.interfax.ru/russia/495385Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Минобороны РФ было вынуждено заказать у промышленности дополнительно четыре спутника связи "Меридиан", так как планировавшиеся на замену этим спутникам перспективные аппараты "Сфера-В" оказались слишком тяжелыми для существующих ракет-носителей, сообщили "Интерфаксу" в пятницу в ракетно-космической отрасли.
"Проблемы с импортозамещением, в частности, по линии электронной компонентной базы, привели к значительному увеличению массы аппаратов типа "Сфера-В". Получилось так, что существующие в настоящее время у России ракеты-носители "Протон-М", "Ангара-А5" не в состоянии вывести на высокоэллиптическую орбиту спутники этого типа в новой, российской комплектации", - пояснил собеседник агентства.
Так он прокомментировал появившиеся в СМИ сообщения о том, что Минобороны вынуждено запросить дополнительно 14 млрд рублей на закупку четырех спутников типа "Меридиан" для поддержания орбитальной группировки этой системы. В ее составе в настоящее время находятся четыре спутника…»
Достаточно сказать, что «Меридианы» - еще советская разработка середины 1980-х. Это - аппараты Единой системы спутниковой связи. Заменять их надо потому, что они не обеспечивают надежную связь с высоких широтах (в столь важном для РФ Северном Ледовитом океане, на трассе Севморпути). Для этого и делались спутники «Сфера-В». Однако теперь из-за чудовищной отсталости отечественного электронпрома новые спутники оказались перетяжеленными, и появятся они не в 2018-м, как планировалось, а в лучшем случае в 2021 году.
Очередной успех хитрого плана, товарищи! Ура! Зато у нас будет отличный чемпионат мира по футболу в 2018-м на триллиончик рублей. И новый парламентский центр за 70 миллиардиков! Что на фоне всего этого какие-то спутники и какая-то космическая связь? Так, мелкая суета.
Но шутки - в сторону. Как видите, Москва безбожно проигрывает борьбу на одном из важнейших фронтов Второй Холодной. На научно-техническом и промышленно-инновационном. Максиму Калашникову очевидно, что прикрывать провал власть будет привычным шоу-пропагандистским методом. Устройством очередных шоу для электората. Предвижу, что теперь нас ждет спектакль «Беспощадная борьба с агентами иностранных спецслужб», пародия на 1937-й год.
Но это - тема другой статьи.
Но никакие шоу не помогут преодолеть научно-техническое отставание РФ. Каковое может обернуться трагедией для нас еще через десять лет. Даже если эта власть и сможет усидеть все это время.