Украинский контекст: художницы, кураторки, режиссерки.

Nov 09, 2014 18:58


Открытое мероприятие в рамках мастерских "Кухня" в Москве, посвященное украинским художницам и

политической ситуации в Украине.
Когда: 16 ноября
Где: м. Бауманская, Переведеновский пер., 18, корпус 8, 3 этаж налево, мастерские "Кухни"
12:00 - 14 00. Лекция Надежды Парфан. Женщины-режиссерки в Украине.
14:00 - 15 00. Перерыв.
15:00 - 17 00. Лекция Тамары Злобиной. История украинского феминистического искусства.
17:15 - 19 30. Кинопоказ документальных фильмов, сделанных в 2013-2014 году в Украине. Лекция Лизы Бабенко.
Вход на все мероприятия свободный. Welcome!
Ниже чуть подробнее про каждую часть.



В 12 00 16-го ноября Надежда Парфан расскажет нам про историю кинематографа в Украине с женского ракурса. Ее лекция будет о фильмах и методах работы таких режиссерок, как Муратова, Нейпман, Байрак, Врода, Горностай, Степанская, Чепелык.

В 15 00 16-го ноября Тамара Злобина прочтет лекцию про современное феминистическое
искусство в Украине.

Украинское современное искусство стало «просто искусством» лишь несколько лет назад. До этого в художественном поле сохранялось традиционное для пост-советских государств разделение между новаторскими и традиционными творческими практиками, с симпатиями публики на стороне последних. Рубежом, который маркирует окончательную «нормализацию» современного искусства, можно считать выставку «Независимые» в государственном выставочном комплексе «Художественный Арсенал» (Киев, 2011). Организаторы проекта пытались показать основные темы и особенности искусства с конца 1980х и до последнего времени. Хотя работы художниц тоже были представлены, организация пространства, смысловые акценты проекта и кураторские тексты выстроили этот суммирующий и архивирующий наратив как историю творчества мужчин.
Подобные ретроспективные проекты, так же как и исторические исследовательские тексты, являются одним из средств конструирования канона. Они создают образ прошлого/современности, из которого легко сделать выводы «ну действительно, не было интересных художниц», «проекты мужчин объективно сильнее» и т.п. Последние несколько лет в режиме live можно было наблюдать, как достижения женщин оказываются на обочине, не смотря на декларации равенства. Работы художниц не попадают в списки лучших, в канон, особенно те, которые обращаются к опыту женщин, к теме «частной» и «личной». То есть, по умолчанию неинтересной, в особенности в сравнении с «универсальными», «онтологическими» и важными для всех темами, типа «постмодернизм» или «трансмедиальность».
В этой лекции будет несколько тематических веток. С одной стороны, я проанализирую как изменялся гендерный порядок в Украине после распада Советского Союза, и как новые гендерные реалии были отображены в творчестве женщин. Для этого мы рассмотрим работы трех поколений художниц независимой Украины (Валерии Трубиной, Марины Скугаревой, Оксаны Чэпэлик, Влады Ралко, которые начинали в конце 1980х - в начале 1990х; Алевтины Кахидзе, Алины Капицы, Маши Шубиной, Анны Звягинцевой, про которых знаем с 2000х, и художниц 2010х Алины Клейтман, Эльмиры Сидяк, Марии Куликовской, и других). Особый акцент будет на тех проектах, в которых художницы уже несколько десятилетий подряд обращаются к тем же темам паралича речи и тела, чувства отчужденности от себя самой. Для меня это также момент розмысла о сути искусства как такового - ведь в коммерческом арт-мире повторение тематики недопустимо (уникальность - обоснование цены шедевра). Для искусства как рефлексии своего опыта, личного и/или коллективного, повторяемость (или продолжение мысли других) важна до тех пор, пока существует сам опыт.
С другой стороны, я бы хотела показать логику выстраивания дискурса современного искусства, его особенности в Украине, структурно враждебные творчеству женщин. И - немного оптимизма - те альтернативные проекты, которым удалось расшатать завуалированную патриархатность художественного поля.

17:15 16-го ноября Лиза Бабенко расскажет и покажет документальные фильмы снятые ей самой
и другими авторками на Майдане в 2013-2014 году.

Лекция Лизы Бабенко, а также показ двух ее учебно-документальных фильмов (learning films), снятых во время украинской революции (“Майдан: потерянная революция”, 2014 и “Бандеровец”, 2013) будут посвящены пост-колониальному и лево-ангажированному анализу исторических, идеологических и полит-экономических причин, по которым Майдан с самого начала его протеста не принимали Восточная и Южная части страны. Позиция украинского “Другого”, которую занимали в ходе Майдана Донбасс и Крым, также будет проблематизирована с точки зрения необходимости другой революции в Украине.

Опираясь на исследования коллег по украинскому журналу социальной критики Commons, Л. Бабенко в том числе будет обсуждать необходимость публичной актуализации популистски дискридитированных сегодня как в России, так и в Украине, категорий национализма, фашизма, (защитного) патриотизма, национальных политик идентичности, пост-колониалисткого ресантимента, политик памяти о Второй Мировой войне, а также то, какие в действительности право-националистические и олигархические угрозы, в отличие от только провоцирующей их рост российской медиа-пропаганды, появились перед Украиной после Майдана. С художественной точки зрения мы попробуем проанализировать эстетическую, визуальную и дискурсивную форму этой революции, внутренний анализ которой и представляют собой демонстируемые в ходе лекции видео работы.

Предлагаемая в финале лекции попытка ницщеанского выхода “по ту сторону” мейнстримных пропаганд обеих стран (как имперско-агрессивной пропаганды Росссии, так и патриотически-националистической, защитной пропаганды Украины) будет означать не продолжение героико-романтических иллюзий о коллективном теле украинской нации, и не фокусирование на расколотых колониальной историей Украины национальных идентичностях Запада и Востока, а попытку смены этой либерально-националистической оптики на более социально ориентированную и объединяющую.

Лиза Бабенко - культуролог (Киево-Могилянская Академия, Русская антропологическая школа РГГУ), исследователь, документалист, куратор, публицист журнала социальной критики Commons.

укарина, прямая речь, мероприятия, женщины и власть, женщины в кино, феминистское искусство, практика феминизма, женщины в искусстве

Previous post Next post
Up