Jun 26, 2011 18:12
Прочитала книжку Нэнси Чодороу "Воспроизводство материнства". Она оказалась очень важной для меня, во многом я по-новому взглянула на отношения в своей родительской семье. Пишу краткий конспект.
Нэнси Чодороу анилизирует неравномерное распределение репродуктивного труда, который в капиталистическом обществе - является уделом женщин, тогда как занятость в промышленности и публичная сфера являются мужскими областями. Даже в современном обществе эта неравномерность сохраняется, не смотря на все достижения феминисток - т.к. женщины получают меньше мужчин и репродуктивный труд не оплачивается, первичную заботу о младенце и воспитание детей является женской сферой ответственности, т.к. иначе семье просто очень трудно экономически выжить потому что мужские зарплаты больше. Женщинам также труднее получить доступ к более высокооплачиваемой работе из-за негласного семейного контракта, приписывающего им заботу о детях, которую мужчины часто отказываются осуществлять или осуществляют не достаточно хорошо.
Чодороу не согласна с тем, что женщины занят репродуктивным трудом потому что это их "естественное предназначение". Она считает что изначально все люди способны к репродуктивному труду. Она считает, что неравномерность создает социально-психологический механизм, который из поколение в поколение воспроизводит ситуацию гендерного неравенства через механизмы, включенные в воспитание детей в нуклеарной гетеросексуальной семье. Это по ее мнение является основой, поддерживающей капиталистический строй и экономическое устройство общества.
Именно этот факт - то что почти исключительно женщины осуществляют уход за детьми, Чодороу считает основополагающим для воспроизведения гендерного неравенства. Т.е. в том, что только мать социализирует и мальчиков и девочек. Чодороу анализирует ранние конфликты и протекание эдипого комплекса у мальчиков и девочек и делает вывод, что он протекает по-разному. Мать рассматривает сына уже как "маленького мужчину" и как представителя другого пола - т.е. как потенциального сексуального партнера (см. идеи фрейда) и как "другого". Благодаря этому мальчик раньше сепарируется от матери, присоединяясь к отцу и к его маскулинной позиции силы. Но для этого мальчику приходится отрицать значимость матери и всего женского, связанного с ней. В том числе - эмоциональные связи, т.к. мать означает для ребенка одну огромную эмоциональную связь в то время как отец эмоционально-сдержан. Поэтому быть мужчиной означает для мальчика в том числе не проявлять эмоций. И, как писал Фрейд (но что совершенно не нравится Чодороу) " у мальчика вырабатывается нормально презрение к слабому полу". Как замечает Чодороу, все мужчины переживают эту травму отказа от дорогих отношений и отрицания значимости отношений тогда как бессознательно эта связь с матерью и потребность в эмоциональных отношениях остается, но на вербальном уровне она отрицается. За девочкой тоже ухаживает мать, и т.к. в обычной ситуации это гетеросексуальная женщина, она воспринимает дочь как "вторую себя" или "продолжение себя", но не как "другого". Поэтому у девочек дольше сохраняется связь с матерью, им не нужно отрицать значимость эмоциональных отношений с матерью т.к. они не являются потенциальными сексуальными партнерами. Но именно из-за этого девочкам труднее сепарироваться, почувствовать себя личностью, отдельной от матери и семьи. Отсутствие сепарации и отдельности - это женская травма. Женщины не отделяются до конца от матери т.к. отец - это дистантная фигура с котором кроме того нет таких интенсивных эмоциональных отношений. Благодаря этому женщины не отказываются от эмоциональных отношений - а общественные институты и мать поддерживают это - и таким образом женщины формируются более готовыми к материнству, родительству и вообще включенности в репродуктивный труд.
И мужчины и женщины получают определенные травмы в семье, но, когда они вырастают, мужчины получают компенсацию за свою травму в виде социальных привилегий, женщины же не получают никаких экономических бонусов за репродуктивный труд, который рассматривается как вклад в частную сферу, но не в общественную.
Если бы мужчина был включен в первичную заботу о младенце и воспитание детей этого перекоса бы не существовало т.к. и у мальчика и у девочки был бы безопасный объект привязанности в виде родителя своего пола и родитель противоположного пола для образца сепарации. Но такая перестройка семьи по всей видимости приведет к изменению всех институтов общества и капиталиситсческой экономики т.к. такая организация семьи действительно уравняет гендеры экономически.
Особенно интересен ее анализ становления гетеросексуальности женщины - т.к. по мнению Чодороу это очень не банальный и непрямой процесс из-за проблем в сепарации с матерью. Но это я наверное отдельно напишу.
маскулинность,
феминность,
социализация,
феминистская литература,
материнство