"1983" - первый польский сериал от "Нетфликса". Снят в не слишком пока распространенном в кино жанре АИ - "альтернативная история".
Действие происходит в двух временах - в 1983-м, когда в результате нескольких одновременных терактов в крупных городах Польши, ко власти пришли силовики, истребя оппозицию, создав полицейское государство, и сохранив социалистический строй. И в альтернативном 2003 году, в альтернативной Польше, где все - под контролем, без предъявления паспорта со штрихкодом шагу ступить нельзя. Где часть Варшавы занимает "Малый Сайгон" (аналог "Чайна-тауна", только вместо китайцев - вьетнамцы). Где поляки обогнали Запад в технологиях, изобретя свой айфон п/н "Трашка". Где запрещен "Гарри Поттер"...
Увлекательность задумки довольно быстро оборачиватся вопросами без ответов. Почему сохранился СССР - что, там были свои теракты? Почему подпольщики-террористы - это только родные дети оппозиционеров 80-х, которых пытались перевоспитать, скрыв их происхождение? Почему альтернативная Польша похожа на некое абстрактное восточноевропейское государство?
Ответ кроется в личности шоураннера и автора сценария - сотрудника "Нетфликса" Джошуа Лонга. Собственно, сценарий родился практически случайно. Молодой польский актер Мачей Мусял (снимающийся с 9-летнего возраста) попросил своего знакомого Джошуа написать ему сценарий этюда, который можно было бы использвать для показа в Голливуде. Постепенно этюд разросся до сериала (где Мусял выступил продюсером и исполнителем главной роли). Лонг, проведший а Польше 6 лет, счел, что способен писать о реалиях страны, но о фантазиях было бы проще. Таким образом, он убил двух зайцев - снять подражание "Человеку в высоком замке", и обезопасить себя от исторических неточностей - АИ все стерпит... В интервью Лонг признавался, что вложил в сценарий многие проблемы США эпохи Трампа - естественно, своя рубашка ближе...
Даже привлечение к сериалу таких мастеров, как Агнешка Холланд (снявшей первые 2 из 8 серий), как самых востребованных актеров - Роберта Венцкевича (игравшего, в честности, Валенсу в байопике Вайды), Анджея Хыры ("Одиночество в Сети", "Катынь" и др.), большой бюджет, мировой прокат - не спасло дело. Автор откровенно заискивает перед польским зрителем, изображая мифическую Польшу, как страну, с которой считаются на Западе больше, чем со слабеющим СССР, где изобретены не только айфоны, но и свое ядерное оружие...
В сюжете масса оборванных, несостыкованных линий, недореализованных персонажей... Что можно списать на перспективу второго сезона, но, честно говоря, после первого не возникает особого желания смотреть дальше...