В одной из предыдущих статей[1] мною уже поднимался
вопрос о харизматическом антропологическом учении. Тогда я рассматривал книгу
Дэйва Роберсона «Сила рожденная Духом», в которой заключалась идея о наличии в
человеческом естестве двух личностей: ветхой душевно-телесной и возрожденной
духовной.
С тех пор я обнаружил подтверждение этому мнению у
таких знаменитых учителей веры, как Лестер Самрал и Ульф Экман:
«Вы - это
две личности. Вы имеете внутри себя первого человека, Адама. Его кровь - в
наших венах. Как христиане, мы также имеем внутри себя последнего Адама,
который есть дух животворящий"[2].
«Твой
внутренний человек есть реально существующая личность, важно, чтобы ты
сознавал это. Это не просто какое-то влияние на тебя, но истинный ты. Писание
утверждает, что твой внутренний человек, твое сердце, имеет глаза: Павел пишет
о том, как он желает, чтобы глаза твоего сердца открылись и ты мог увидеть
Божью славу, живущую в тебе, пришедшую от Отца и данную тебе через Духа Святого
(Ефес.1:17-18). Твой внутренний человек имеет также уши и может слышать, что
говорит ему Дух. У него есть рот, и он передает тебе слова Духа Святого. Во
времена Старого Завета, когда Бог жил в Скинии, Он говорил священникам и
первосвященникам, а те выходили к народу и передавали Его слова.
Также и с
тобой: через третью личность. Духа Святого, дает Он Свои откровения и советы в
твоем духе, жилище Бога. Дух твой передает затем душе и телу, что сказал Бог и
чего Он хочет. Таким образом, мы живем под водительством Божьего Духа»[3].
Основатель крупнейшей харизматической ветви в России
Ульф Экман утверждает наличие в человеке второй личности, основная задача
которой состоит в передаче откровений первой - душе и телу. Таким образом,
пастор Ульф учит своих последователей шизофреничному взгляду на состав
собственного естества, побуждает к параноидальному вниманию голосу собственного
духа, интуиции. Именно интуицию учитель Экмана Хейгин именовал голосом человеческого
духа:
«У
человеческого духа есть голос. Мы называем этот голос совестью. Иногда мы
называем его интуицией, внутренним голосом или водительством. Мир называет его
предчувствием. В действительности же это ваш дух говорит вам. У каждого
человеческого духа, будь человек спасенный или нет, есть голос»[4].
Любое интуитивное желание, или внезапно возникшая
мысль будет неминуемо истолкована действием Духа Святого, ретранслированным через
человеческий дух. В этом и кроется причина харизматической уверенности в
собственных откровениях, которые подобно письмам приносит надёжный и безгрешный
духовный почтальон. Желание во всём безоглядно следовать собственной интуиции
роднит харизматов с оккультными течениями Нью Эйдж, но никак не с новозаветным
христианством, призывающим к духовному трезвению: «Все испытывайте, хорошего
держитесь» (1Фесс.5:21). Кроме угрозы духовной прельщённости, постоянное
внимание «внутреннему голосу» может принести естественно медицинский вред
душевному состоянию харизмата.
P.s. Ввиду распространения
внутри харизматического сообщества различных точек зрения по богословским
вопросам, огромная просьба к читающим статью пятидесятникам и харизматам
ответить на вопрос: «Считаете ли Вы собственных дух отдельной личностью?».
Примечания
1.
Антропологическая концепция Дэйва Роберсона или
пример харизматической шизофрении.
2. Лестер Самралл. Дух, душа и тело в гармонии с
Богом.
3. Ульф Экман. Ты можешь слышать, что говорит Бог!
4. К. Хейгин. Как быть ведомым Духом Божьим.