Согласно
материалам следствия, 38-летний известный общественный деятель Станислав
Сутонько занимался в Иркутске благотворительной деятельностью, пишет Газета.Ru.
В частности, он организовывал в детских домах акции, одна из которых -
"Подари ребенку Рождество".
В
прошлом году он заманивал к себе в автомобиль детей, вывозил их за город и
насиловал. После этого привозил назад и давал им денег… его жертвами стали
девятилетняя девочка и семилетний мальчик»[1].
Я не хочу касаться
личности Сутонько, он сидит в тюрьме и выплачивает долг российскому правосудию.
Не приходится сомневаться в том, что с подобной статьей УК 13 лет заключения для
харизматического пастора превратятся в каждодневный кошмар. Мне его
по-человечески жаль. Наверное, это всё, что я хотел написать о пасторе
педофиле. Надеюсь, что тюремное заключение не ожесточит его, но поможет
измениться к лучшему.
В статье мне хотелось
бы поделиться собственными мыслями по поводу ситуации, сложившийся в
харизматическом движении, в котором пастор любой харизматической общины является
«помазанником». В минимальный набор его
дарований обязательно входят иные языки, вИдение для собственной «церкви»,
помазанное слово, исцеления, пророчества в жизнь пасомых и т.д. Не приходится
сомневаться в том, Станислав Сутонько исправно пользовался пасторскими дарами
харизмы вплоть до предъявления обвинения в педофилии, после чего его напросто
отстранили от занимаемой должности. Самое чудовищное во всей этой ситуации то,
что произошедший инцидент прекрасно укладывается в харизматическую парадигму
мышления, согласно которой подаваемые Богом дары не зависят от заслуг или дел
харизмата. Вмененная Богом праведность гарантирует непробиваемый щит благодати
и спокойствие собственной совести.
«Бог
очистил нас от порочной совести Кровью Иисуса Христа, чтобы мы смело могли
предстать пред лицо Его, общаться с Ним, как Адам, и получать помощь во всех
нуждах. Если ты испытываешь чувство вины и страха, не зная, Кто есть Бог, что
Он сказал - ты не можешь находиться вблизи Бога и видеть Его славу: «...но
теперь нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Римл. 8:1)»[2].
Харизматы привыкают
купаться в «славе» Бога и Его «дарах», доступ к которым они получают посредством
успокоенной совести. Мне вспоминается давнишний разговор, происшедший с одним
знакомым пастором харизматом по поводу кинофильма Лунгина «Остров». Тогда
пастор высказывал собственное недовольство старцем Анатолием и утверждал, будто ни один самоосуждающий себя
человек не может творить чудес. В этой короткой ремарке можно наблюдать абсолютную
противоположность подходов к духовной жизни в Православии и харизматии.
Православные ищут покаяния, преображения собственной души. Непрестанный плачь о
мельчайшем пятне греха, как скверне искажающей образ Божий в человеке является
ничем иным, как состоянием духовной нищеты, упомянутом Спасителем в Нагорной
проповеди. Чудеса и дары сопровождают подвижники благочестия по пути его
уподобления Христу.
В отличие от
православных, харизматы не считают святость собственной жизни обязательным
условием для получения духовных даров, читая библейских стих «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам
путь еще превосходнейший» (1Кор.12:31), приходят к мысли о всеобщей
доступности харизматических дарований. Удивительно, что ими остается
незамеченным условие получения дара - «путь
превосходнейший». Обладатель даров всегда идёт «превосходным» путём, но дерзновение
к большим дарам побуждает идти путём «превосходнейшим».
Стремясь оправдать
собственных грешащих помазанников, харизматы указывают на Самсона, Саула,
Давида и других ветхозаветных пророков, имевших дары наряду с серьёзными
прегрешениями.
Но что тогда является
христианством? Бесплатное спасение и исполнение пророчества Иоиля[3]? Конечно -
нет, но и пророчества Иезекиля: «И дам
вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное,
и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы
будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять»
(Иез.36:26,27).
Ни Давид, ни Моисей, ни
другие ветхозаветные пророки и праведники не являлись обладателями
преображенной в крещении человеческой природы. Именно крещением христианин
получает возможность ходить в уставах Бога, выполнять Его заповеди, грех уже не
имеет абсолютной власти в человеческом естестве: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а
сила греха - закон» (1Кор.15:55,56).
Православные преподобные проходили путь покаяния, обОжения,
получая плоды Святого Духа[4], в стяжании которых и состоит истинное
новозаветное христианство.
Харизматы идут
совершенно другим путём: путем самооправдания и стремления к «осязаемым» духовным
проявлениям:
«Ты
не обязан больше слушать дьявольскую ложь и обвинения. Тебе незачем падать
духом, смущаться, мучить себя самообвинениями и самоуничижением. Ты только
взираешь на то, что Иисус совершил за тебя на кресте, и этого достаточно. Ты
больше не видишь себя грешником, но оправданным во Христе. Ты дитя Бога и Его
наследник. Можешь выпрямиться и занять свое законное место...»[4].
В Православии существует
понятие о прелести, опыт распознавания истинных и ложных духовных переживаний.
В харизматизме, напротив, всё принимается на веру, без каких-либо проверок и
исследований.
В погоне за чувствами,
харизмат забывает, что кришнаит или мормон также претендует на опыт прикосновения
к «благодати». Собственно говоря, ни одна религия мира не обходится без
мистического опыта: все что-то ощущают, к чему-то прикасаются в молитве. Тем не
менее, христиане верят, что вне Христа нет истинного духовного опыта.
Христианство в отличие
от других религий утверждает, что Бог есть Любовь, следовательно, и христианин
должен отличаться от представителей других религиозных культов любовью: «По тому узнают все, что вы Мои ученики,
если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). При этом не стоит путать
состояние общинной воодушевленности с истинной христианской любовью, которую мы
видим в Писании и истории Церкви. Воодушевленность присутствует у мунитов,
мормонов, кришнаитов, СИ и многих других представителей всевозможных сект. Но
разве харизмат сможет согласиться с тем, что он любит людей и Бога не больше,
чем мормон? Я думаю, что вряд ли. Тем не менее, чувство любви можно оценить, и
Писание даёт совершенно определенные критерии для её измерения:
«Кто
имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…»(Иоан.14:21).
«Что
мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди
Его» (1Иоан.5:2).
О собственной любви к
Богу можно говорить часами, петь о ней песни, провозглашать её в молитвах, но
взвешивается она лишь собственной жизнью - святой или грешной. И здесь нам
придётся столкнуться с очевидным фактом: протестанты и в том числе харизматы
говорят о святости, праведной жизни, но имеют определённый потолок в её
достижении. Да, они не курят, не пьют, не ругаются матом - ведут вполне
нравственный образ жизни и говорят всему миру о тех кардинальных изменениях,
которые произошли в их жизни благодаря Богу. И всё же придётся признать, что
подобных им праведников хватает не только у представителей других
вероисповеданий, но и у атеистов. Впрочем, и большинство православных недалеко
ушло в праведности от харизматов, правда здесь есть одно «но»: Православие
призывает осознавать свою худобу и горько сожалеть о ней.
Харизматические же пророки
вроде Экмана напротив, призывают не слушать голоса собственной совести: «Тебе незачем падать духом, смущаться, мучить
себя самообвинениями и самоуничижением». Причина таких призывов совершенно
понятна: харизмату для получения уверенности в контакте с Богом необходимо
чувствовать себя прощённым, ощущать своё «сыновство». Только на фундаменте
собственного принятия он ожидает чувственных переживаний «помазания»,
«прикосновения благодати», даров харизмы. Эта ситуация побуждает к поиску
постоянных компромиссов с совестью, самооправдания: в противном случае во время
воскресного служения харизмату не войти в общее «аллилуйное» воодушевление, в
котором нет места плачу о грехах.
Без постоянного
прислушивания к голосу совести, сожаления о душевной скверне и непрестанного
покаяния невозможно приблизиться к исполнению заповеди Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец
ваш Небесный». В этом повелении и заключено истинное христианство, примеры
и способы достижения которого мы видим в Православии. Можно искать в
харизматизме социальной деятельности, как будто благодатных дарований, но всё
это вряд ли стоит называть истинной христианской верой, запечатлённой в
Писании: «Ибо Царствие Божие не пища и
питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). По-настоящему
возможно стяжать праведность лишь там, где тебя называют грешником и побуждают
к изменению, предлагая для этого все средства.
И если Вы, уважаемый
мной харизмат, дочитали эту неприятную для Вас статью до конца, то не спешите
выражать бурного несогласия: подумайте, прислушайтесь к своему сердцу и, если
возможно, поразмыслите над моим советом:
Если Вы хотите всю
жизнь гоняться за чувственными переживаниями и успокаивать собственную совесть,
то Вам не о чем беспокоиться - Вы на правильном месте.
Но если Ваша душа всё
ещё ноет и терзается, то перестаньте сдерживать её порывы, дайте ей делать то, чего
она по-настоящему хочет: каяться, молиться, и снова каяться. Познакомьтесь с
православным опытом молитвы, духовного трезвения. Обратите внимание на жития
православных святых и преподобных. Познакомьтесь, наконец, с историей Церкви. И
тогда, возможно, Вы увидите в Православии то, чего раньше не хотели замечать…
Примечания
1.
http://www.pravda.ru/news/accidents/14-12-2010/1060959-pastoru-0/2. Ульф Экман "Вера, которая побеждает
мир".
3. «И будет после того, излию от Духа Моего на
всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим
будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).
4. «Плод же духа: любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет
закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»
(Гал.5:22-24).
5. Ульф Экман "Вера, которая побеждает
мир".