Размышления, навеянные инцидентом с участием пастора педофила Станислава Сутонько

Jul 24, 2011 22:10

Согласно материалам следствия, 38-летний известный общественный деятель Станислав Сутонько занимался в Иркутске благотворительной деятельностью, пишет Газета.Ru. В частности, он организовывал в детских домах акции, одна из которых - "Подари ребенку Рождество".

В прошлом году он заманивал к себе в автомобиль детей, вывозил их за город и насиловал. После этого привозил назад и давал им денег… его жертвами стали девятилетняя девочка и семилетний мальчик»[1].

Я не хочу касаться личности Сутонько, он сидит в тюрьме и выплачивает долг российскому правосудию. Не приходится сомневаться в том, что с подобной статьей УК 13 лет заключения для харизматического пастора превратятся в каждодневный кошмар. Мне его по-человечески жаль. Наверное, это всё, что я хотел написать о пасторе педофиле. Надеюсь, что тюремное заключение не ожесточит его, но поможет измениться к лучшему.


В статье мне хотелось бы поделиться собственными мыслями по поводу ситуации, сложившийся в харизматическом движении, в котором пастор любой харизматической общины является «помазанником». В минимальный набор его дарований обязательно входят иные языки, вИдение для собственной «церкви», помазанное слово, исцеления, пророчества в жизнь пасомых и т.д. Не приходится сомневаться в том, Станислав Сутонько исправно пользовался пасторскими дарами харизмы вплоть до предъявления обвинения в педофилии, после чего его напросто отстранили от занимаемой должности. Самое чудовищное во всей этой ситуации то, что произошедший инцидент прекрасно укладывается в харизматическую парадигму мышления, согласно которой подаваемые Богом дары не зависят от заслуг или дел харизмата. Вмененная Богом праведность гарантирует непробиваемый щит благодати и спокойствие собственной совести.

«Бог очистил нас от порочной совести Кровью Иисуса Христа, чтобы мы смело могли предстать пред лицо Его, общаться с Ним, как Адам, и получать помощь во всех нуждах. Если ты испытываешь чувство вины и страха, не зная, Кто есть Бог, что Он сказал - ты не можешь находиться вблизи Бога и видеть Его славу: «...но теперь нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Римл. 8:1)»[2].

Харизматы привыкают купаться в «славе» Бога и Его «дарах», доступ к которым они получают посредством успокоенной совести. Мне вспоминается давнишний разговор, происшедший с одним знакомым пастором харизматом по поводу кинофильма Лунгина «Остров». Тогда пастор высказывал собственное недовольство старцем Анатолием и утверждал, будто ни один самоосуждающий себя человек не может творить чудес. В этой короткой ремарке можно наблюдать абсолютную противоположность подходов к духовной жизни в Православии и харизматии. Православные ищут покаяния, преображения собственной души. Непрестанный плачь о мельчайшем пятне греха, как скверне искажающей образ Божий в человеке является ничем иным, как состоянием духовной нищеты, упомянутом Спасителем в Нагорной проповеди. Чудеса и дары сопровождают подвижники благочестия по пути его уподобления Христу.

В отличие от православных, харизматы не считают святость собственной жизни обязательным условием для получения духовных даров, читая библейских стих «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Кор.12:31), приходят к мысли о всеобщей доступности харизматических дарований. Удивительно, что ими остается незамеченным условие получения дара - «путь превосходнейший». Обладатель даров всегда идёт «превосходным» путём, но дерзновение к большим дарам побуждает идти путём «превосходнейшим».

Стремясь оправдать собственных грешащих помазанников, харизматы указывают на Самсона, Саула, Давида и других ветхозаветных пророков, имевших дары наряду с серьёзными прегрешениями.

Но что тогда является христианством? Бесплатное спасение и исполнение пророчества Иоиля[3]? Конечно - нет, но и пророчества Иезекиля: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27).

Ни Давид, ни Моисей, ни другие ветхозаветные пророки и праведники не являлись обладателями преображенной в крещении человеческой природы. Именно крещением христианин получает возможность ходить в уставах Бога, выполнять Его заповеди, грех уже не имеет абсолютной власти в человеческом естестве: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон» (1Кор.15:55,56).

Православные преподобные проходили путь покаяния, обОжения, получая плоды Святого Духа[4], в стяжании которых и состоит истинное новозаветное христианство.

Харизматы идут совершенно другим путём: путем самооправдания и стремления к «осязаемым» духовным проявлениям:

«Ты не обязан больше слушать дьявольскую ложь и обвинения. Тебе незачем падать духом, смущаться, мучить себя самообвинениями и самоуничижением. Ты только взираешь на то, что Иисус совершил за тебя на кресте, и этого достаточно. Ты больше не видишь себя грешником, но оправданным во Христе. Ты дитя Бога и Его наследник. Можешь выпрямиться и занять свое законное место...»[4].

В Православии существует понятие о прелести, опыт распознавания истинных и ложных духовных переживаний. В харизматизме, напротив, всё принимается на веру, без каких-либо проверок и исследований.

В погоне за чувствами, харизмат забывает, что кришнаит или мормон также претендует на опыт прикосновения к «благодати». Собственно говоря, ни одна религия мира не обходится без мистического опыта: все что-то ощущают, к чему-то прикасаются в молитве. Тем не менее, христиане верят, что вне Христа нет истинного духовного опыта.

Христианство в отличие от других религий утверждает, что Бог есть Любовь, следовательно, и христианин должен отличаться от представителей других религиозных культов любовью: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). При этом не стоит путать состояние общинной воодушевленности с истинной христианской любовью, которую мы видим в Писании и истории Церкви. Воодушевленность присутствует у мунитов, мормонов, кришнаитов, СИ и многих других представителей всевозможных сект. Но разве харизмат сможет согласиться с тем, что он любит людей и Бога не больше, чем мормон? Я думаю, что вряд ли. Тем не менее, чувство любви можно оценить, и Писание даёт совершенно определенные критерии для её измерения:

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…»(Иоан.14:21).
«Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1Иоан.5:2).

О собственной любви к Богу можно говорить часами, петь о ней песни, провозглашать её в молитвах, но взвешивается она лишь собственной жизнью - святой или грешной. И здесь нам придётся столкнуться с очевидным фактом: протестанты и в том числе харизматы говорят о святости, праведной жизни, но имеют определённый потолок в её достижении. Да, они не курят, не пьют, не ругаются матом - ведут вполне нравственный образ жизни и говорят всему миру о тех кардинальных изменениях, которые произошли в их жизни благодаря Богу. И всё же придётся признать, что подобных им праведников хватает не только у представителей других вероисповеданий, но и у атеистов. Впрочем, и большинство православных недалеко ушло в праведности от харизматов, правда здесь есть одно «но»: Православие призывает осознавать свою худобу и горько сожалеть о ней.

Харизматические же пророки вроде Экмана напротив, призывают не слушать голоса собственной совести: «Тебе незачем падать духом, смущаться, мучить себя самообвинениями и самоуничижением». Причина таких призывов совершенно понятна: харизмату для получения уверенности в контакте с Богом необходимо чувствовать себя прощённым, ощущать своё «сыновство». Только на фундаменте собственного принятия он ожидает чувственных переживаний «помазания», «прикосновения благодати», даров харизмы. Эта ситуация побуждает к поиску постоянных компромиссов с совестью, самооправдания: в противном случае во время воскресного служения харизмату не войти в общее «аллилуйное» воодушевление, в котором нет места плачу о грехах.

Без постоянного прислушивания к голосу совести, сожаления о душевной скверне и непрестанного покаяния невозможно приблизиться к исполнению заповеди Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». В этом повелении и заключено истинное христианство, примеры и способы достижения которого мы видим в Православии. Можно искать в харизматизме социальной деятельности, как будто благодатных дарований, но всё это вряд ли стоит называть истинной христианской верой, запечатлённой в Писании: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). По-настоящему возможно стяжать праведность лишь там, где тебя называют грешником и побуждают к изменению, предлагая для этого все средства.

И если Вы, уважаемый мной харизмат, дочитали эту неприятную для Вас статью до конца, то не спешите выражать бурного несогласия: подумайте, прислушайтесь к своему сердцу и, если возможно, поразмыслите над моим советом:

Если Вы хотите всю жизнь гоняться за чувственными переживаниями и успокаивать собственную совесть, то Вам не о чем беспокоиться - Вы на правильном месте.

Но если Ваша душа всё ещё ноет и терзается, то перестаньте сдерживать её порывы, дайте ей делать то, чего она по-настоящему хочет: каяться, молиться, и снова каяться. Познакомьтесь с православным опытом молитвы, духовного трезвения. Обратите внимание на жития православных святых и преподобных. Познакомьтесь, наконец, с историей Церкви. И тогда, возможно, Вы увидите в Православии то, чего раньше не хотели замечать…

Примечания

1. http://www.pravda.ru/news/accidents/14-12-2010/1060959-pastoru-0/
2. Ульф Экман "Вера, которая побеждает мир".
3. «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).
4. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:22-24).
5. Ульф Экман "Вера, которая побеждает мир".

секты, харизматы, мысли

Previous post Next post
Up