Агнес Озман без
преувеличения можно назвать пионером пятидесятницы: именно с неё началось первое
массовое крещение духом в библейской школе Вефиль г. Топек.
«Затем студентка Агнесса Озман подошла к
Пархему и попросила его возложить на нее руки, чтобы она могла принять крещение
Святым Духом. Озман верила, что она призвана на миссионерские поля, и хотела
получить снаряжение духовной силы. Сначала Пархем заколебался, сказав ей, что
сам не говорит на иных языках. Но она настаивала, и Пархем смиренно возложил
свои руки ей на голову. Пархем позже описывал этот случай так:
"Я едва произнес три дюжины фраз, как
слава сошла на нее, сияние как будто окружило ее голову и лицо, и она начала
говорить на китайском языке и не могла говорить по-английски три дня"»[1].
Аналогичные
случаи происходили и с другими студентами библейской школы Ч.Ф. Пэрхэма:
«Ещё одна студентка школы Парэма - Лилиан Тислтэйт - также рассказала об
отсутствии контроля над «языками»: «Мой язык начал цепенеть, а сердце наполнили
потоки смеха. Я больше не могла думать о словах прославления, потому что мой ум
был отключен, а мои уста были наполнены лавиной слов, которых я не понимала. Я
попыталась не смеяться, так как боялась огорчить Духа. Я попробовала славить
Его на английском языке, но не смогла, поэтому я дала свободу новому языку
прославления…» (Мартин. Излияние в Топеке в 1901 г., с. 61)»[2].
Апостол Павел писал
в своём послании коринфской церкви: «И
духи пророческие послушны пророкам». В городе Топек дух, даровавший иные
языки, не был послушан ни Агнес Озман, ни Лилиан Тислтэйт. Три дня подряд Агнес
не могла сказать ни одного слова на родном языке, дух доминировал над её волей.
Состояние, в котором человек не может противиться вселившемуся в него духу,
называется одержимостью.
Одержимость
Агнес проявлялась не только в блокировании способности разговора на родном
языке, вселившийся в неё дух доминировал над её телом.
«Журналист газеты «Топека Дэйли Кэпитал»
наблюдал за Агнессой Озман, когда она, как говорят, писала по вдохновению:
«Г-жа Озман сидела за столом и писала письма, которые в это утро нужно было
отправить по почте. По окончании она снова села писать и сразу же сказала, что
её рука полностью отказывается писать буквы английского алфавита. Её рука
начала бессознательно выводить знаки какого-то языка, но она не знала, какого
именно. Она не могла перевести эти знаки. ВО ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ МУСКУЛЫ ЕЁ РУКИ,
ПОХОЖЕ, КОНВУЛЬСИВНО СЖАЛИСЬ, И ОНА ПИСАЛА ЗНАКИ, СПАЗМАТИЧЕСКИ ДЁРГАЯ РУКОЙ
ВЗАД-ВПЕРЁД» («В школе «Вефиль» говорят на языках зулу и хинду», Топека стэйт
джорнал, 9.01.1901)»[3].
Произошедшее с
Агнес явление именуется термином автоматическое письмо. Данную практику используют
медиумы во время своих спиритических сеансов.
«Автоматическим писанием», или «ручной
психографией», в спиритизме называется писание, получаемое посредством руки
медиума, когда тот держит в руке карандаш или ручку.
Во время прямого писания медиум только
держит пишущий прибор, но не водит им: тот движется без участия сознания
медиума, как бы машинально, помимо его воли, побуждаемый к этому движению
внешней по отношению к медиуму силой. Возможно ли такое?»[4].
В разговорах
со мной пятидесятники очень часто цитируют стих: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с
репейника смоквы?» (Матф.7:16). Плоды, проявившиеся в первой крещённой
духом пятидесятнице, имели демонический характер. Но, ни Пэрхэм, ни его
студенты не захотели поставить под сомнение источник случившегося духовного
проявления и исполнить повеление апостола: «Все
испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21).
И всё же, в
современной пятидесятнической глоссолалии я вижу, в первую очередь,
психологический феномен моделированного детского лепета. Состояния одержимости
могут быть инициированы глоссой, что зачастую и происходит на собраниях
речников или последователей торонтского благословения. Тем не менее, далеко не
каждый пятидесятник переходит из прельщённого состояния бормотания невнятных
слогов в степень одержимости бесом. Что, однако, не умаляет того вреда психике
пятидесятника, который на него оказывают лжедуховные молитвенные практики.
Примечания
1. Робертс
Лиардон. Божьи генералы.
2. Цитирование
с сайта «Ереси нет». Странная история раннего пятидесятничества.
3. Там же.
4. Павел Гелева.
Посмертный опыт души.