(Untitled)

Jun 27, 2017 14:03

При составлении комментария к «Трем смертям» возникли следующие вопросы: ( Read more... )

толстой

Leave a comment

k_elisseeff June 27 2017, 14:24:38 UTC
4. У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
- Готовы, что ль? - спросил Балага.
- Пущай! - крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.

Reply

m_bezrodnyj June 27 2017, 15:39:01 UTC
О, спасибо! Отличный пример и весомый аргумент в пользу "Поехали!"

Reply

k_elisseeff June 27 2017, 16:00:23 UTC
'Ясенку' - вин. от 'ясенка'. "В «Трех смертях» ― опять-таки три героя: барыня, мужик и дерево ― ясенка" (Чуковский). "И в «Трех смертях» мудрее всех ― не думающая, не говорящая, тихо умирающая ясенка" (Айхенвальд).

Reply

k_elisseeff June 27 2017, 16:22:00 UTC
А для мелкой мокрой холодной ерунды, которая то ли падает с неба, то ли висит в воздухе, Толстой использует слово "мга" (в ПСС с десяток примеров наберется). Можно задуматься об исправности текста.

Reply

m_bezrodnyj June 27 2017, 18:09:20 UTC
'Мгла' в "Рубке леса" (где она тоже "сыпалась") и в "Трех смертях" употребляется в том же знач-ии, что 'мга' в "ВиМ" и "Воскр-ии", а автограф "Идиллии" отражает колебание в выборе между 'мгла' и 'мга'.

Reply

k_elisseeff June 27 2017, 19:55:53 UTC
Ага, с мг(л)ой разобрались.

Reply

m_bezrodnyj June 27 2017, 20:35:38 UTC
Да, и спасибо большое за помощь.

Reply

m_bezrodnyj June 27 2017, 16:45:37 UTC
Спасибо. Чуковский и Айхенвальд, мне кажется, просто повторяют за Толстым (точнее, его героем) название дерева, но ясенка это не ясень (см.); ясень называли ясеньком, но не ясенкой. (Др. дело, что наблюдались колебания при образ-ии от "ясенёк" формы мн. ч.: "ясеньки / ясенки" - судя по примеру из С.-Щ.: "...сзади дома были прорезаны дорожки, по бокам которых посажены кленки, ясенки и липки", но тут, кажется, форма "ясенки" возникла под влиянием предшествующего слова). В общем, пока склоняюсь к необход-сти конъектуры.

Reply

ameshavkin June 27 2017, 17:41:10 UTC
"а на меже три ясенка, а на ясенках грани; а от ясенков старою межею в овраг, а в овраге ясенок"
"а от столба и от ямы сквозь лесок на трех ясенках грани, а от ясенков едучи вправо - на столбе ж грани"
Кстати, Ясенки - одна из деревень Толстого-помещика.

Reply

m_bezrodnyj June 27 2017, 18:53:35 UTC
Спасибо. Да, надо будет узнать, не сохранялась ли в 19 в. форма 'ясенок' как областн. слово.

Reply

k_elisseeff June 28 2017, 08:49:22 UTC
А если ясень женского рода? "В поделках не всякий отличит ильму от ясени" (пример у Даля).

Reply

m_bezrodnyj June 28 2017, 16:24:21 UTC
В лит-ре до "Трех смертей" - м. р. (и, вроде, без колебаний): "ясени одни врачебны" (Бобров), "темный ясень" (Пушкин), "ясень изумрудный" (Фет).

Reply

k_elisseeff June 28 2017, 16:48:15 UTC
Корпус нашел "толстую ясень" у Загоскина (1833), "почиталась священной и ясень" у Буслаева, (1861).

Reply

m_bezrodnyj June 28 2017, 19:57:20 UTC
Да, вижу, колебания в выборе рода наблюдались - иногда даже у одного автора внутри одного текста - от Жуковского ("из ясеня твердого копья" и "копья из ясени твердой") до Бунина ("лук из ясени" и "лук из ясеня"). Похоже, 'ясень' вообще относится к той же категории андрогинов, что 'лебедь', 'тюль', 'рояль', 'псалтырь'.

Reply

k_elisseeff June 29 2017, 08:48:53 UTC
И та самая тополь (см. Престиж).

Reply

m_bezrodnyj June 29 2017, 10:10:29 UTC
Эх, не дожил МЛГ до НКРЯ (а то вмиг бы нашел 'тополь' ж. р. у авторов с малорос. корнями). Впрочем, он сам был нашим первым НКРЯ.

Reply


Leave a comment

Up