(no subject)

Sep 12, 2013 22:04

«Волки выли вдали целою стаей. И самый лай собачий был как-то страшен».

Вой имитируется разнообразием ударных гласных: О-Ы-И-Е-А (лай - однообразием: А-А-А-Ы-А-А). Начальные согласные «волчьей партии», напротив, одинаковы: В-В-В.

В ранней редакции вой еще и отчетливо перекликался с заглаВием: « - Вий! Вий! - зашумели все; волчий вой послышался вдали и едва, едва отделял лаянье собак».

*****

«И Оленька осталась одна». Все ее жизненные опоры - Ванечка, Васичка и Володичка - поочередно исчезли, обратились в ноль: 0-0-0.

Далее сказано: «Теперь уже она была совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки». Исследователь пишет, что раз об этом кресле не говорилось ни слова, то отсутствие у него ножки не мотивировано фабулой (Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971. С. 143 и далее). Еще как мотивировано: тема отсутствия опоры проникает на уровень предметного окружения. «... Каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!» На уровне же персонажей недостающая «ножка» скоро отыщется: в распоряжении Оленьки окажется новый (четвертый) объект забот.

чехов, гоголь, sprachspielmeister, введ в литвед, alphabet

Previous post Next post
Up