Древний философ из пяти букв, не Маркс 2/4

Apr 04, 2006 00:04

В начале 2001 г. «Независимая газета» выразила свое неудовольствие тем, что столетие со дня смерти Ницше «мировая общественность отметила на удивление вяло» 24. Неудовольствие понятно, а удивляться чему ж? Мировая общественность никогда ведь и не умела отмечать юбилеи с должным размахом и огоньком. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что Ницше не вовсе забыт. Так, голосование, организованное BBC News Online в 1999 г. по вопросу «who was the greatest thinker of the millennium?», поместило Ницше на десятое место (первое занял Маркс, седьмое - Кант), а среди знаменитостей, выстроенных по рангу в зависимости от количества сочинений о них, имеющихся в фондах Библиотеки Конгресса, Ницше оказался на двадцатом месте, справа от Иисуса Христа, Ленина, Маркса, Канта и Гитлера 25. Это исследование, кстати сказать, выявило равенство объемов ницшеаны и пушкинианы (соответственно 1613 и 1614 книг), однако учитывая, что изрядную часть последней составляют русскоязычные издания, приходится согласиться с пушкинистом Сергеем Фомичевым, заметившим: «Ницше знают, Пушкина - нет. Я боюсь, что для Европы он не то что в первую десятку, и в двадцатку не войдет» 26.

Сама «Независимая газета» включила сочинение «Так говорил Заратустра» в список «Десяти книг, которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия» и там отвела ему пятое место - между «Критикой чистого разума» и «Толкованием сновидений» 27. По результатам опроса, проведенного в 1999 г. НИИ социального анализа и статистики, о Ницше слышало 34 % россиян 28, и похоже, этот урожай собран не только на пороге магазина т. н. интеллектуальной книги. Философа непрестанно цитируют средства массовой информации, порою - в форме, свидетельствующей о давнем и коротком с ним знакомстве: «И как писал старик Ницше...» 29, «Старина Ницше, утверждавший...» 30, «Как-то старик Ницше сказал...» 31. (Этот тон, кстати говоря, присущ не только хлестаковым, но и базаровым - борцам с кирсановским прекраснодушием. Если наследник «серебряного века» элегически вздыхает: «Видит Бог, нет музыки над нами, Той, что Ницше вытащил на свет», то нигилист-соцартовец хмуро цедит: «По ту сторону зла и добра не отыщешь ты, Фриц, ни хера».)

Невелика вероятность встретить имя Ницше разве что в прогнозах погоды и в итогах денежно-вещевой лотереи. «„Ни один победитель не верит в случайность“ - афоризм великого мыслителя Фридриха Ницше верен и применительно к футболу. Шевченко бил зряче, он видел, как неудачно расположились защитники и вратарь россиян» 32, - так повествуется о встрече российской и украинской сборных, а в связи с футбольным состязанием московского «Динамо» и петербургского «Зенита» о болельщиках последнего говорится: «Нечасто их радовали победами, а, как писал Ницше, „приверженец мученика страдает больше, чем мученик“» 33. (В самом деле, Ницше, кажется, не чуждался футбола - если доверять современному переводу работы «К генеалогии морали», где «Abseits-Haltung der Philosophen» передано как «положение вне игры философов» 34.) В кроссворде его имя служит ответом на вопрос «Немецкий философ, его работы использовали идеологи немецкого фашизма» 35. Интересующимся астрологией сообщают о появлении философа на свет в год Дракона 36, читателям медицинской странички - о его мигрени 37 и сифилисе 38.

Если о том, что Ницше был левшой 39 и питался раз в сутки 40, еще имеет смысл оповещать общественность, то о его безумии и сексуальной жизни осведомлены решительно все. Чтобы охарактеризовать послесоветский кинематограф, достаточно сказать: «Фридрих Ницше еще раз сошел бы с ума, посмотрев наше кино» 41. Под сексуальной жизнью философа понимают его отношения с Лу Андреас-Саломе, а иногда заодно и с Паулем Ре («жили втроем, пока Ницше не надоело» 42) или Рильке 43. Не забывают указать, что Андреас-Саломе была «не простая женщина, а представительница могучей Российской Империи» 44, и контрапункт безумия и любви сам ложится в основу нового гимна русской душе, сводящей с ума усатый Запад. С патриотической этиологией конкурирует другая, навеянная фабулой «Доктора Фаустуса» и стилистикой исторических анекдотов: «Философ Фридрих Ницше был необычайно застенчив. Однажды друзья под предлогом поездки в гости затащили его в бордель. Оказавшись среди полупьяных, полураздетых молодых женщин, он в растерянности подошел к роялю и стал что-то подбирать, импровизируя. Его обняла одна из девушек и увлекла за собой. Но не желая быть игрушкой в руках друзей, философ оттолкнул ее и удалился. Однако девушка глубоко „запала“ ему в душу. Позднее, решившись все-таки потерять невинность, Ницше захотел это сделать именно с ней. Он разыскал ее в другом городе. Женщина была тронута таким вниманием, но предупредила философа, что больна сифилисом. Тем не менее Ницше настоял на своем. Через пятнадцать лет это привело его к гибели» 45.
__________________________

27 НГ - Религии. 27.12.2000; НГ. 30.12.2000.

28 АиФ. 17.11.1999.

29 НГ. 7.12.1994.

30 Русская мысль. 29.08.1997.

31 Дуэль. 22.06.1999. Ср. также: «Вспомним Ницше - а он был далеко не глуп!..» (Восточно-Сибирская правда (Иркутск). 25.11.1998).

32 Невское время. 12.10.1999.

33 Там же. 26.05.1999. См. также волейбольный репортаж: Там же. 4.10.1997.

34 Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 487. Переводчик принял «Abseits-Haltung» (манеру держаться в стороне) за «Abseitsstellung» (офсайд). Этим наблюдением мы обязаны Николаю Плотникову.

35 Черноголовская газета (Черноголовка Моск. обл.). 10-11.07.1998.

36 Свободный Сахалин. 29.12.1999; Частная собственность (Минск). 30.12.1999; Московская правда - Зазеркалье. 4.10.2000. Хуже обстоит дело со сведениями о смерти: так, один литератор заставил Ницше скончаться в Швейцарии и там же захоронил его останки (Дружба народов. 1998. № 6. С. 192).

37 Правда. 23.07.1996; АиФ. 1.05.1998 и 3.01.2001; Монитор (Н. Новгород). 27.09.1998; Советская Белоруссия (Минск). 31.07.1999; АиФ - Дочки-матери. 8.01.2000.

38 Новости Югры (Ханты-Мансийск). 8.08.2000; Крымская правда (Симферополь) 17.08.2000.

39 Российская газета. 23.07.1999.

40 Огонёк. 28.04.1997.

41 АиФ. 23.02.1999.

42 Комсомольская правда. 17.03.1999.

43 Комок. 2.07.2000.

44 Там же. Ср.: «А чем брали русские женщины знаменитых иностранцев?» (Комсомольская правда. 17.03.1999). Эта не лишенная актуальности проблема легла в основу пьесы Дэвида Джорджа, по которой на малой сцене Театра на Таганке был поставлен моноспектакль «Лу, или Фридрих, Райнер и Профессор» с Еленой Кореневой (Ъ-Daily. 29.11.1994; Сегодня. 19.10.1996).

45 Молодость Сибири (Новосибирск). 13.08.1998.

Начало см. 1/4
Продолжение см. 3/4

ницше

Previous post Next post
Up