Разработка метанового ракетного двигателя является технически осуществимым, но не факт, что является оптимальным предприятием для России - считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. «У России есть в наличии многоразовые космические технологии. Достаточно вспомнить проект «Буран», который был осуществлен еще в восьмидесятые годы и который был технически гораздо сложнее, чем многоразовый запуск подобных ракет в Космос. Впрочем, в рамках проекта «Буран» присутствовала не коммерческая, а научная и военная составляющая», - констатирует Александров. Кстати говоря, вопрос о разработке многоразовой космической ракеты у нас поднимался не один раз, но общее мнение всегда сводилось к тому, что такой проект является нецелесообразным и что будущее, в любом случае, за стандартными запусками. «Что касается многоразовой первой ступени, то я продолжаю с сомнением относиться к этой идее. Пока здесь не видно никаких существенных преимуществ, ведь после возвращения ступени ее нужно обслуживать, перевозить и ремонтировать. Получается, что экономия будет несущественной, а риски могут возрасти многократно», - заключает Александров.
Кроме того, как считает эксперт, у нас до сих пор остается очевидное конкурентное преимущество над американцами, особенно с учетом того обстоятельства, что наши двигатели стоят значительно дешевле - это видно хотя бы по истории с РД-180. «Например, когда мы еще в советский период погнались за американским «Шаттлом» и стали разрабатывать «Буран», это стало липовой затеей. Вместо того, чтобы делать какие-то проекты, связанные с Марсом, Венерой или космической станцией вокруг Луны, мы потратили все средства на данный проект, который на выходе не дал нам ничего», - резюмирует Александров. Ведь программа «Буран» обернулась тем, что все средства, которые выделялись для советской космической программы, были потрачены на этот проект, который после двух успешных запусков был забыт и заморожен. «Сейчас повторяется данный подход путем разработки этой возвращающейся первой ступени с сомнительной эффективностью, как в виде реального инструмента по запуску в Космос, так и в чисто коммерческом плане», - констатирует Александров. Михаил Владимирович считает, что «Энергомашу» будет лучше сосредоточить усилия на разработке других проектов - атомного и ионного двигателя, а не повторять опыт американцев, который на сегодняшний день не является доказанным. Таким образом, можно сделать вывод, что с технической точки зрения этот проект, безусловно, выполним для нашей космической отрасли, но далеко не факт, что «Роскосмос» в будущем сделает ставку на данные технологии.
https://rueconomics.ru/341179-rossiiskaya-mnogorazovaya-raketa-na-metane-mozhet-perevernut-mirovoi-rynok