Вставший в Суэцком канале контейнеровоз Ever Given со всей наглядностью и очевидностью поставил вопрос о развитии альтернативных торговых путей, в частности Северного морского пути (СМП) в Арктике вдоль российских границ. Проблема, которая раньше обсуждалась преимущественно в теоретическом ключе, сегодня вышла в практическую плоскость. Для России инцидент в Суэце дает шанс осуществить старые проекты, тем более все возможности для этого есть.
Ведущий эксперт Центра военно-политического анализа МГИМО Михаил Александров считает, что Россия имеет неоспоримое преимущество в Арктике перед всеми странами, и это открывает для нашей страны колоссальные возможности. Важнейший момент - военно-стратегическая роль Арктики. США пытаются обложить Россию системами противоракетной обороны «Иджис», которые должны сбивать ракеты на взлете или на среднем участке траектории. Они должны базироваться на эсминцах, а также в Японии и Восточной Европе. Пока нет ракеты «Сармат», которая сможет достать Штаты хоть через Южный полюс, главная угроза для Америки - ракеты, которые будут лететь через Северный полюс. И США не в состоянии развернуть ближнюю противоракетную оборону в Арктике из-за ледового покрытия в этом районе. К тому же, Россия создала систему опорных пунктов на островах Северного Ледовитого океана. Это позволяет обнаруживать американскую активность. Конечно, США хотели бы район Арктики перекрыть системой ПРО. Но, как понимаете, с одним старым ледоколом далеко не уедешь.
Второй элемент обороны - российские подводные лодки. Им сложно выйти в Атлантику, так как проходы перекрываются противолодочными системами США. Зато российские подлодки могут стрелять из-подо льда и до момента залпа их невозможно обнаружить. А потом уже будет слишком поздно. Мы прекрасно видели, как три подлодки всплыли в Арктике. Американские ударные подводные лодки в этом регионе очень уязвимы. У России там есть противолодочная оборона, есть инфраструктура на островах, свободно действует авиация. А американцам свои подлодки прикрыть нечем.
Помимо военного есть еще и экономический аспект. Это очень важная сфера. Сама по себе военная стратегия США базируется на блокировании морских торговых коммуникаций Китая. Самый эффективный способ борьбы с главным конкурентом у США - блокирование путей. Теоретически можно перевозить товары в Европу железной дорогой через Россию. Но это дорого и объемы маловаты. А вот через СМП обходить блокаду можно совершенно спокойно. Можно двигаться вдоль российского побережья, выходить через Берингов пролив. То есть китайские корабли всегда будут под прикрытием российской авиации, войск береговой обороны. Тем более, если суда будут идти в российских территориальных водах, тогда США вообще ничего сделать не смогут. СМП еще важен тем, что после него китайские корабли могут заходить в порты Европы и далее отправляться даже в Латинскую Америку. Это на случай, если Штаты заблокируют проливы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сейчас очевидно, что СМП становится альтернативой Суэцкому каналу. Как видим, перекрыть Суэцкий канал очень легко. Можно, условно говоря, взорвать там один сухогруз, и на длительный срок артерия будет перекрыта. Это теоретически могут сделать даже террористы. Если же речь пойдет о военном конфликте между государствами, то Суэцкий канал и вовсе становится очень уязвимым. Но СМП просто так не заблокировать. Если кто и встанет на пути, то можно пойти в обход. Так что сейчас китайцы должны понять, насколько выгодно сотрудничать с Россией в Арктике.
США быстро не смогут догнать Россию в Арктике. Строительство ледоколов - очень трудоемкое занятие. У Америки не хватает денег на строительство военных кораблей, они сокращают планы по строительству атомных подлодок, крейсеров, эсминцев. Просто чтобы военный бюджет находился в разумных рамках. Но тут еще вопрос упирается в технологии, строить ледоколы сложно. Надо создавать станки, материалы, нанимать знающих людей. Что-то можно заказать в Финляндии,Норвегии, Канаде. Но американцы не любят деньги отдавать другим странам. Два ледокола к 2030 году США, скорее всего, построят. Но это смешно. У России десятки ледоколов, некоторые из них атомные. А у них только пара дизельных. Какая тут может быть конкуренция? Тем более, что всё меняется. Что будет с американской экономикой к 2050 году? Если Россия продолжит нынешний курс освоения Арктики, то у страны всё будет нормально.
https://svpressa.ru/economy/article/293929/