Продолжая мысль из предыдущего
поста.
В прошлом посте я задала вопрос про то, может ли быть родитель другом ребенку? Мнений на этот счет очень много. Что уж говорить о нас, "рядовых" мамах, если даже психологи не могут прийти к единому видению!
Так что сегодня никаких догм и "учебников" - исключительно рассуждения на тему.
- Какие отношения отцов и сыновей вы считаете удачными?
- На мой взгляд, это отношения партнерские и дружеские. Не когда отец требует от ребенка жесткого следования каким-то принципам. Это не моя модель. Я знаю, есть разные отцы, и есть мужчины, которые таким отцам благодарны, так же как и армии, суворовскому училищу и так далее. Но, думаю, есть варианты, когда мальчики вполне нормально вырастают без давления сверху.
- Что вы имеете в виду, говоря про свои требования к ребенку?
- Пока ребенок растет, от него ожидается больше подчинения, в том числе по моментам, в которых он может допустить какие-то ошибки. Связаны ли они с обращением с другими людьми, или со спортом, или с тем, как забивать гвоздь…
Но постепенно ты начинаешь видеть, как у ребенка вырабатывается собственное мнение, и он об этом собственном мнении начинает заявлять. И если ты этого не учитываешь - я заметил такую закономерность - ребенок начинает против тебя бунтовать, и порой очень яростно. Я считаю, что ребенку нужно обязательно давать возможность высказываться. Он же считает себя равноправным - а для парня это ощущение очень важно, поэтому мы должны об этом помнить.
© Алексей Азаров
Существует два радикально разных подхода к тому, как строить отношения с детьми: быть для них другом и быть для них «доминирующей силой», всегда и во всем только главными. И первый, и второй вариант - это крайности, и их лучше избегать.
Первое правило, о котором никогда нельзя забывать - это то, что любые действия по отношению к ребенку должны приносить ему пользу, а не вред. Например, иногда нужно вести себя строго не для того, чтобы показать малышу, что мама с папой всегда правы, а потому, что есть некоторые вещи, которые надо принять как должное. Дети должны понимать, то есть хорошо, а что есть плохо.
Для детей родители - это то, вокруг чего сосредоточена вся и жизнь. С ними они начинают познавать мир, их они видят чаще, чем других людей, и именно у них перенимают модель поведения и образ мыслей. Говорят, что чтобы совершенствоваться и всегда двигаться только вперед, надо чтобы рядом были умные люди с богатым опытом. Именно поэтому родители все же должны оставаться авторитетами для своих детей. Если ребенок воспринимает маму с папой сугубо как своих друзей, то они никогда ничего не смогут от него потребовать.
Конечно, когда крохе всего пару месяцев, и когда вы даете ему его первый сок, он не сможет вам противоречить, хотя бы потому, что еще не умеет говорить. А вот когда ему будет уже пару лет, то выбирать детские соки уже будет он, а не вы. Эта ситуация может перерасти в серьезный конфликт, если вас не будут воспринимать как человека, который знает, что правильно, а что нет.
Не бойтесь, что если вы будете иногда строги к своему ребенку, он вас возненавидит. Это не так. Главное, уметь выслушать его, и объяснить свою точку зрения.
Хорошо, если вам удастся совместить в себе роль родителя и друга.
© Т.е. психология предлагает нам удивительным и совершенно неведомым способом соединить в себе и родителя, и друга. Спасибо, блин, большое! Вам так же непонятно как это сделать как и мне, да? ;)
Давайте попробуем провести грань между другом и родителем (т.е. найти в этих двух ролях различия).
Для меня родитель это тот кто:
- знает больше чем ребенок (даже просто потому что он старше)
- дает защиту и страховку на случай опасности (друг может развернуться и уйти, а родитель - нет)
- может подсказать как надо (разница: друг делиться своим мнением и советует, а родитель точно знает как правильно)
- контролирует исполнение правил, требований и указаний, которые озвучиваются четко и ясно
- несет ответственность за поступки ребенка (как минимум потому, что это ОН его так воспитал).
- чья линия жизни сплетена с линией жизни ребенка в одну косу, хочет этого ребенок или нет
- дает ребенку больше, чем ребенок может дать взамен
- в случае любой болезни/горя/страдания/боли родитель будет рядом и будет поддерживать просто потому, что не может сделать иначе (не хочу тут говорить слово "обязан", но суть очень близка)
- с родителем не обязательно будет интересно проводить время вместе
- критиковать родителям детей и детям родителей невозможно. Родителю невозможно указать на его недостатки - обычно это обижает и совершенно не воспринимается, критика от детей звучит смешно и тоже обычно не воспринимается всерьез.
- авторитет родителя безусловный и "сверху вниз"
Друг:
- свободен от отвествтенности (он - отдельный от меня человек и ничем мне не обязан)
- не обязан меня защищать, но может поддержать, если захочет
- может посоветовать, но никакой гарантии, что совет поможет (у родителя тоже гарантии нет, но здесь еще и ответственности за совет нет)
- наши линии судьбы в каком-то отрезке пути параллельны
- все договоренности условны, при нарушении этих внегласных договоренностей отношения прекращаются.
- друг дает мне примерно столько, сколько даю ему я (в большинстве случаев: если кто-то из друзей берет больше, чем отдает, то такие отношения перестают быть равноправными, т.е. дружескими)
- в случае любой болезни/горя/страдания/боли может быть (а может не быть) рядом. И уж точно не будет рядом все время, пока нужна поддержка (у него своя жизнь, свои заботы)
- с другом очень интересно проводить время вместе, разговаривать и веселиться
- с другом можно выстроить отношения на основе укрепления плюсов и указания на минусы. Поскольку друг равен, критика от его лица вопринимается адекватно.
- авторитет у друга необходимо заслужить (он условный и "на равных")
Вот где-то так.
То, о чем говорилось во второй вставке: "совместить в себе роль родителя и друга"... Для меня это означает переключаться между двумя ролями. Т.е. в определнный момент времени быть или родителем, или другом. Но пытаться быть обоими одновременно (не знаю как для вас), а для меня - полный абсурд.
Плюсы и минусы есть в каждой из ролей. Если остаться в роли родителя слишком долго - рискуешь просто потерять отношения с ребенком после совершеннолетия. В моем понимании, в момент получения паспорта (а то и раньше) отношения с ребенком уже должны быть практически "на равных" - т.е. дружескими (роль родителя может применяться только для решения особо важных проблем ребенка в виде поддержки и надежного тыла).
Могут ли быть отношения с 2-7летним ребенком больше дружескими, чем родительскими? По моему мнению - нет. Роль родителя очень постепенно заменяется ролью друга. Потому что (если перечитать накиданные мною пункты о ролях) ребенку качества родителя тем нужнее, чем ребенок младше.
За исключением одного пункта.... интересного совместного досуга. :)
Наконец, можно сказать главную мысль поста.
Уважение к родителю дается априори. Потому что он старше, умнее, ответственнее, потому что помогает пережить негативные эмоции, поддерживает, оберегает, защищает.
Уважение друга надо заслужить. А дети - большие манипуляторы и быстро находят тонкое место: "я не буду тебя любить если ты не... " или "ты мне запрещаешь - по какому праву?" или пнуть, ударить, погрозить кулаком - если родитель вдруг что-то сделал не так. Или вот еще хороший метод: смертельно обидиться! А как вы сами делаете с другом, когда он вас ранит, ограничивает, советует невпопад или вообще - кричит на вас?
Изменились ли ваши ответы на вопросы?
Может ли сын/дочь быть другом? Начиная с какого возраста?
Вы сейчас больше в какой роли? Родителя или друга?
Или может у вас какое-то свое мнение? Поделитесь!
Буду очень благодарна так же за короткую приписку - полезны ли подобного рода посты, развивать ли тему дальше? А то уверенности в себе я научилась, а уверенности в нужности моих действий пока в себе не воспитала :)