Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года) // отношения в 1904-1911 годах
Фернанда была рядом 7 лет. Для Пикассо это было время творческих экспериментов: за «розовым периодом» пришел «африканский», а затем настал черед кубизма. Вдохновленный красотой своей любимой он, будто пробуя ее на прочность, изображает Фернанду в разных стилях, меняет пропорции ее тела, экспериментирует с чертами лица.
«Фернанда в черной мантилье», 1905
Марсель Умбер, носившая в богемной парижской среде имя ЕВА ГУЭЛЬ (Eva Gouel) // отношения в 1907-1915
Пикассо нарек свою возлюбленную Евой. Она изображена на полотне «Моя красавица», написанном в 1911 году. Ей же он посвятил еще много картин, создав своеобразную серию «Я люблю Еву», основным мотивом которой стала нежная и хрупкая натура Марсель.
Это был период синтетического кубизма. Время, когда Пикассо не просто рисовал, но создавал чувственные фактурные полотна, работая и как художник, и как декоратор.
Марсель была больна туберкулезом и умерла в 1915 году.
Ольга Хохлова (1891-1955) // брак 1917-1955, отношения закончились в 1935 году
сын Пауло (фр.) (1921-1975) - шофёр Пикассо /алкоголик и наркоман, умер от цирроза печени/
/сошла с ума/
Пабло Пикассо тяжело переживал смерть Марсель Умбер. Он создал вокруг себя ореол свободы и беспутства. Никто из его окружения не верил, что этот вечно ищущий испанец с горящими глазами когда-нибудь остепенится. 18 мая 1917 года он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой, танцевавшей на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.
Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе. Будучи уверенным, что этот брак останется единственным в его жизни, Пикассо подписал брачный договор, признав всё свое имущество (немалое к тому времени) общим с женой.
Ольга, с присущим ей русским упорством старалась превратить свободолюбивого мужа в примерного семьянина, все усилия которого должны быть направлены на благо семьи. Их брак стал настоящей «войной миров», битвой идеологий и менталитетов. Не спасло даже рождение в 1921 году сына Поля. Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающем там же заказы.
Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи, чьей отличительной особенностью были угрожающие длинные острые зубы. Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.
Не желая делить имущество со ставшей не просто нелюбимой, а ненавидимой женой, Пикассо не оформил развода: Ольга Хохлова оставалась его законной женой до своей смерти, до 1955 года.
«Обнаженная в красном кресле», 1929
Мария-Тереза Вальтер (1909-1977) - отношения в 1927-1940 годах
дочь Майя (фр.) (род. 1935)
В январе 1927 года в Галерее Лафайет Пикассо заметил в толпе юное создание. В момент их знакомства Марии-Терезе было всего 17, Пабло - 46. Пикассо держал в тайне свою связь с несовершеннолетней девушкой, но полотна выдавали его с головой. На картинах Пикассо стали преобладать плавные линии, своей мягкостью напоминая еще по девичьи округлые черты Марии-Терезы. Самая знаменитая картина «периода Марии-Терезы» - «Обнаженная, зеленые листья и бюст», вошла в современную историю, как первое полотно, проданное с торгов дороже, чем за 100 миллионов долларов.
Влюбившись в Пикассо, эта девушка готова была прощать ему всё: свое неустойчивое положение любовницы, его постоянные интрижки и похождения. Их отношения держались на ее покладистом, живом и веселом характере. В 1935 году у Марии-Терезы и Пабло родилась дочь Майя, которую Пикассо с удовольствием рисовал впоследствии.
Отношения Марии-Терезы Вальтер и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь: охладев к возлюбленной Пабло, тем не менее, продолжал поддерживать ее материально. А для Марии-Терезы Пикассо стал любовью всей жизни. Даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения. Спустя 4 года после смерти великого художника его бывшая возлюбленная повесилась в гараже у своего дома.
«Женщина в красном кресле», 1939
Дора Маар (1907-1997) отношения в 1936-1943 годах
В период своих отношений с Дорой Маар Пикассо пережил сильное потрясение, узнав о бомбардировке Герники, городка в его родной Испании. Его негодование вылилось на холст: в 1937 году появилась знаменитая обличающая нацизм «Герника». Дора, будучи опытным и талантливым фотографом, запечатлела различные этапы работы над этой картиной, подарив нам, тем самым, бесценный исторический материал. Ей же принадлежат и многие фотопортреты Пикассо. И именно благодаря ее влиянию художник начал свои эксперименты по совмещению живописи и гравюры с фотографией.
/лечилась в психиатрической клинике/
«Плачущая женщина», 1937
Франсуаза Жило (род. 1921) - отношения в 1943-1953 годах
сын Клод (фр.) (род. 1947) - французский бизнесмен, режиссёр и фотограф
дочь Палома (род. 1949) - французский дизайнер
Сильная и самодостаточная Франсуаза встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Знакомство Франсуазы и Пикассо произошло на профессиональной почве: молодая женщина увлекалась искусством и занималась живописью. Некоторое время она позировала художнику и брала у него уроки. Спустя полгода после знакомства их отношения переросли в роман. Для отображения образа непокорной возлюбленной Пикассо прибегает к новым для себя техникам, осваивая литографию и гравюру. С появлением в жизни Пикассо Франсуазы в его картины возвращается лирика. «Женщина-цветок», написанная в 1946 году - это ода женственности и нежности.
В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Почувствовав, что любовная история подошла к концу, она сама ушла от Пикассо. Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. О своем 10-летнем романе с великим художником она написала впоследствии книгу «Моя жизнь с Пикассо», по которой затем был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо».
«Женщина-цветок», 1946
Жаклин Рок (1927-1986) - брак с 1961-1973 годах (отношения с 1953 года), детей нет, вдова Пикассо
приёмная дочь Катрин Ютен-Бле (род. 1952) - наследница Пикассо
Почти сразу после ухода Франсуазы Жило в жизнь Пикассо вошла новая муза, которой суждено было стать последней возлюбленной маэстро. Их знакомство состоялось в 1953 году. В то время Пикассо увлекся керамикой и стал посещать мастерские Мадура (Madoura Pottery). Именно там его впервые увидела Жаклин Рок, женщина, которая не просто любила Пикассо, а превратила его в свою религию.
В 1961 году 79-летний Пабло Пикассо женился на Жаклин Рок, которой исполнилось тогда 34 года. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме нее.
Именно ей, последней возлюбленной, Жаклин Рок посвящено наибольшее количество картин Пикассо. Они интересны еще и тем, что написаны в разных техниках, поскольку созданы в поздний период, когда мастер, словно ставя под сомнение правильность пройденного пути, пробовал писать, повторяя стиль многих великих живописцев.
Но эти картины - не простое подражание, достойное, по мнению Пикассо лишь воров. Каждая из поздних картин Пикассо - это уникальный шедевр, в котором угадывается гений Пикассо. Нет никаких сомнений в том, что источником сил и энергии для удивительной работоспособности стареющего Пикассо стала его молодая жена. Подчеркивая покорность Жаклин, Пикассо часто изображал ее в окружении восточного колорита («Жаклин в турецком костюме», 1955 год).
После смерти Пабло Пикассо Жаклин Рок взяла на себя миссию распорядительницы внушительного наследия великого художника. Благодаря ей несколько музеев пополнили свои коллекции бесценными шедеврами. Но, так и не найдя в себе силы жить без своего кумира, в 1986 году, через 13 лет после смерти Пабло, Жаклин Рок покончила с собой, застрелившись в собственной кровати.
«Жаклин в турецком костюме», 1955 год
http://www.picasso-pablo.ruhttp://picassomitologico.blogspot.com/2010/http://picassolive.ru/https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/velikaya-lyubov-pikasso-773360/